Эссе "Сравни произведения"

Сроки проекта: c 10 апреля по 20 мая

Напишите эссе (объемом 2500 – 6000 знаков), в котором сравните три книги по своему выбору (из тех, которые тебе пришлось вспомнить, прочитать в связи с участием в олимпиаде). Критерии для сравнения могут быть любые, но они должны дать Вам возможность ответить на следующие вопросы:

  • Что общего у этих книг?
  • Чем они сильнее всего различаются (жанр, главный герой, способ повествования и т. п.)?
  • Какая из них тебе больше нравится и почему?
  • Как сравнение этих книг помогает лучше понять их?

Три ключа к истории

Каждая из трех выбранных мною книг попала ко мне в руки в разное время: «Детскую книгу для мальчиков» я открыла зимой 2016 года, «Дневник Анны Франк»- в июле 2017, а «Книжного вора» дочитала вчера ночью. Сейчас я не могу сказать, что какая-то из книг нравится мне больше. Конечно, впечатления от "Книжного вора" острее, потому что я недавно попрощалась с его героями, но вернулись теплые воспоминания о двух других книгах, которые тронули меня не меньше, чем роман Зусака.

Вам может показаться, что выбор этих книг хаотичен и никак не складывается в логическую цепочку. Но если чуть-чуть присмотреться, слегка приоткрыть обложку из книг, заглянуть в их сюжет, то, наверное, можно увидеть золотые, чуть потемневшие от пыли нити, которые любовно вплетены в корешки этих книг.

Первая нить – историческая основа, которую имеет каждая книга. В «Детской книге для мальчиков» - это Первая мировая война и Смутное время в истории России (наверняка возник вопрос: как соединились эти две непохожие и далекие друга от друга эпохи?), В «Дневнике Анны Франк» - это Вторая мировая война и оккупация Нидерландов, а в «Книжном воре» в центре внимания тоже Вторая мировая и жизнь мирных немцев. Наверное, мне стоит уделить одной книге чуть больше времени. «Дневник Анны Франк» - это подлинный исторический документ, признанный объектом реестра «Памяти мира» ЮНЕСКО, который поначалу был всего лишь дневником девочки по имени Анна.

Следующая нить, которая связывает три книги, - это их герои. В каждом произведении главный герой – подросток, вовлеченный в мировую историю. Он не просто ее заложник, но и участник, творец и даже, как в «Детской книге для мальчиков», - ее отважный защитник, которому поручена миссия – спасти мир от Зла. Герои оказываются один на один с испытаниями и пытаются им противостоять. Они показывают стойкость и внутреннюю силу. Мир вокруг них враждебен и опасен, но это не мешает им жить и чувствовать, верить и любить вопреки несчастьям.

Обратимся к произведениям.

«Детская книга для мальчиков» - книга, к которой я поначалу отнеслась с недоверием. Вглядитесь в название – «Детская…». «- Что ж, ясное дело, она детская, зачем мне ее читать?» - так думала я, когда впервые увидела обложку. Но стоило мне погрузиться в сюжет книг, как мое предубеждение исчезло: книга не годится для маленьких детей. Ведь для того, чтобы увидеть замысел книги, а самое главное, понять, что стоит за жанром «детская книга», нужно хорошо разбираться в истории Смутного времени и хотя бы кое-что знать о Первой мировой войне. Именно в эти эпохи попадает главный герой книги – Ластик Фандорин, для того чтобы выполнить миссию Ван Дорна, специалиста в исторических и физических науках.

От других книг произведение Акунина больше всего отличает то, что оно кроме исторической основы, имеет в равной степени и фантастическую, мифологическую основы. Эрасту предстоит найти затерянное в двух эпохах Райское Яблоко- Плод, который контролирует баланс Добра и Зла во всём мире. Он соотносится с библейским Запретным Плодом, который сорвала Ева. И я понимаю, что Акунин в «Детской книге…»фактически творит свой миф о жизни человечества, о добре и зле.

Эрастик Фандорин наследует от своего знаменитого прадедушки не только имя, но и качества, необходимые для выполнения великой миссии: любознательность, смелость, великодушие, сообразительность и удачливость. Это делает его «Самой Важной Персоной на свете» не только в собственных глазах, но и в глазах Ван Дорна, который хочет ни много ни мало – убавить количество мирового зла на 64 карата. Для этого мальчик и отправляется в путешествие: сначала попадает в Россию времен начала Первой мировой войны и, не сумев перехватить Яблоко в этой эпохе, попадает через хронодыру в 13 апреля 1605 года, в разгар Смутного времени. Пока Ластик пытается отыскать заветное Яблоко в Средневековье, он не только слышит речь людей семнадцатого века, но и видит черты их быта: одежду, жилище, еду и, самое главное, вживую знакомится с настоящими историческими личностями: Годуновым, Лжедмитрием, Мариной Мнишек. Конечно, Акунин вольно интерпретирует историю и фантастично изображает исторических деятелей и их характеры. Автор не воспроизводит точно исторические события для того, чтобы внимательномучитателю было интересно искать у Акунина отхождения от реальной истории. А еще в книге соединяются жанры не только исторического и приключенческого романа, но и фантастики, фэнтези, альтернативной истории. И поэтому, глядя на эту книгу Акунина, я мысленно спрашиваю себя: такая уж ли это «детская книга»?

В отличие от произведения Акунина, «Книжный вор» и «Дневник Анны Франк» имеют подлинную историческую основу. Конечно, у этих книг существуют различия. Читая «Дневник…», я прикасаюсь к судьбе реальной девочки, проведшей с семьей два года в убежище и создавшей там свои записи. Открыв книгу Зусака, я погрузилась в искренний, трогательный роман, в историю Лизель, которая по велению судьбы попала в семью приемных родителей и застала страшные 1942-1943 в Молькинге.

И Лизель, и Анна – подростки, чье детство опалено войной. На первый взгляд у героини Зусака –немецкой девочки больше шансов уцелеть, чем у еврейки Анны, даже несмотря на то что Лизель – дочь коммунистов. Но война, смерть одинаково безжалостны ко всем людям.

И в «Дневнике Анны Франк», и в «Книжном воре» остро звучит вопрос гонений евреев. Конечно, ведь Анна, еврейская девочка, – жертва притеснений и унижений, что обрушились на ее семью, а Маркус Зусак – сын женщины, которая жила в годы войны в немецком городке и видела, как по улицам проходили сотни изнеможенных евреев.

Обе книги объединяет мотив смерти, что шагает за героинями по пятам. Если в «Дневнике Анны Франк» его дыхание чувствуется не сразу, наверное, только ближе к середине дневника, когда девочка делится с бумагой тревогами о том, что в убежище начинает заканчиваться еда, а в Нидерландах учащаются бомбежки, то в «Книжном воре» дыхание смерти обожгло меня еще на первых страницах: на все происходящее взирает Смерть, и именно от ее лица ведется повествование в романе. Конечно, такой авторский прием роднит «Книжного вора» с фантастикой, а значит, и с «Детской книгой для мальчиков», но я, пока читала книгу, воспринимала ее как реальную историю. Вместе с девочкой я училась читать, рисуя непонятные буквы и слова на стене подвала, вместе с ней слушала, как играет Ганс Хуберманн на аккордеоне, сражалась с мальчишками в футболе, дружила с Руди Штайнером и, конечно, тайно воровала книги: сначала у ледяного покрова снега, потом у языков пламени.

За судьбой Анны я следила так же пристально, как за жизнью книжной воришки и, прочитав ее дневник Франк, я стала не только свидетелем нелегкой жизни ее семьи в убежище, но и проследила путь становления девочки как личности. Вместе с ней я терпела лишения, переживала из-за разногласий с родителями, боялась бомбардировок и любила.

Прочитав «Книжного вора» и «Дневник Анны Франк», я открыла истории двух мужественных девочек, которые чувствовали, мечтали и радовались жизни вопреки войне и дыханию смерти.

Я не случайно выбрала заголовок моего эссе – «Три ключа к истории». Действительно, книги стали проводниками для меня в поток мировой истории и истории моей страны. Читая «Детскую книгу для мальчиков», я по-новому смотрела на события Смутного времени и Первой мировой войны, сравнивая настоящую историю и интерпретацию Акунина. А сейчас я могу с точностью сказать, что хорошо знаю историю Смутного времени во многом благодаря произведению Акунина.

Перед тем, как закачать «Дневник Анны Франк» в электронную книгу, я прочитала о гонениях на евреев во время Второй мировой, посмотрела документальные фильмы о концлагерях, а вчера перелистнув последнюю страницу «Книжного вора», я вновь увидела обратную сторону войны – жертвы невинных людей, поломанные судьбы, детство с привкусом горечи, гари и слез, а еще поняла, что жизнь мирного немецкого народа в годы войны была столь же тяжелой и трагичной, как и жизнь людей в тех странах, которые завоевывали или пытались завоевать фашисты.

Три книги. Три судьбы, через которые яснее представляется история. Три подростка, которые не дрогнули, оказавшись наедине с мировой историей.

P.S: не знаю, насколько сравнение этих книг помогло мне их лучше понять, но одно я знаю точно: сейчас я посмотрела на знакомые мне произведения под другим углом зрения. Еще недавно я бы не поставила книгу Акунина в ряд с "Книжным вором" и "Дневником...", но теперь это не кажется мне странным, потому что я нашла точки соприкосновения в этих произведениях. Неожиданно для себя я заметила много общего между "Дневником..." и романом Зусака, хотя перед тем, как сесть писать эссе , не думала, что такое возможно, так как на первый вгзляд между дневником и оригинальным художественным произведением мало общего.

Для меня сравнение книг - это способ критично посмотреть на прочитанные произведения и еще раз погрузиться в их художественный мир, продлить свое общение с героями и их авторами.

Перечень произведений

Борис Акунин "Детская книга для мальчиков", А. Франк "Дневник Анны Франк", М.Зусак "Книжный вор".

Заключение эксперта
Default avatar
Ксения Киктева
13 мая 2018 в 12:32
Эксперт
Заключение эксперта
Default avatar
Анастасия Россинская
06 мая 2018 в 20:37
Эксперт
Заключение эксперта
Default avatar
Светлана Мицул
06 мая 2018 в 00:47
Эксперт
Основная причина, побудившая дать максимальную оценку - выбор столь разных по качеству текстов, в том числе, ставший почти "сакральным" "Дневник Анны Франк". Логика утверждений и обобщений убедительна. Работа подтверждает мнение многих библиотекарей: "Пути к умному чтению неисповедимы" :)
1 доработка
Просмотр и добавление доработок недоступны