Домино из книжных произведений

Сроки 2 этапа: c 20 марта по 19 апреля


Екатерина Асонова - педагог, автор проекта «Детские книги в круге чтения взрослых».


Предлагаю поиграть в домино - составлять пары из произведений школьной программы и произведений современных авторов.

Это могут быть пары или тройки, в которых соединяются повести и рассказы, романы и поэмы, сказки и поэтические произведения при помощи самых разных идей.

Самым распространённым способом сопоставления является тематический, но можно использовать и другие ходы: образ, художественный прием, композиция и т.д.

9 идей
Показывать

Мне кажется, именно эти произведения тематически очень схожи

Книжная подборка:

  1. "Приключения Тома Сойера" М.Твен и "Вафельное сердце" М.Парр
  2. "Сказки по телефону" Дж.Родари и "Телефонные сказки Маринды и Миранды" Бородицкая Тумашова
  3. "Муми-тролли" Т. Янсон и "Хоббит" Толкин

Описание:

Мне кажется, именно эти произведения тематически очень схожи.

Домино

1. Сказка «В стране невыученных уроков» (1965 г.), автор: Лия Гераскина - сказка «Мы ищем кляксу» (1960 г.), автор: Владимир Сутеев (или мультфильмы с аналогичными названиями) - серия "Страна Сказок», автор: Крис Колфер - серия "Хранители", автор: Олег Рой - "Роза марена", автор: Стивен Кинг

Все подходящие произведения из школьной программы уже, так сказать, «разобрали», и мне не хочется повторяться, даже если я «подберу» иную комбинацию из книг-домино. К тому же не хочется полностью повторять подборки Марии Скаф (она так и называется: «Подборка по раскрытию одних и тех же тем в разных областях литературы») и Анны Клыковой (подборка про персонажей-трикстеров, которых в литературе, особенно в русской, оказалось так много) К тому же многие подборки у моих коллег-участников также, как у меня, основаны на книгах внеклассного чтения, я надеюсь, что это допустимо.

Поясню свой выбор. Мне вспомнились книги, в которых герои, собственно, попадают в книги. Правда, я забыла про то, что их надо сравнивать со школьными произведениями))) Довольно сложно найти похожие сюжеты в школьной программе (вспоминается лишь Михаил Булгаков с его Иваном Грозным и киноадаптация «Иван Васильевич меняет профессию», но я сама этот рассказ не читала, так что не буду судить. Возможно, кино сильно отличается от рассказа). Вот поэтому я выбрала сказки, которые все мы читали в начальной школе. Вообще, так называемое «попаданчество» - отдельное направление российской и зарубежной литературы. Я выбрала самые, на мой взгляд, интересные произведения (т.к. современных книг на эту тему очень много, но не все они интересны). Отправной точкой сюжета в этих произведениях является один и тот же прием – главный герой (иногда целая группа действующих лиц) внезапно переносится в прошлое/будущее, параллельную реальность, любимую книгу/фильм, картину, компьютерную игру, на другую планету и т.д.

У Колфера и Роя главные герои оказываются на страницах книг и сказок и знакомятся с всеми известными персонажами. У Гераскиной двоечник Витя Перестукин попадает в школьные учебники, которые пытаются его «перевоспитать» и заставить учиться. У Кинга главная героиня прячется от своего сумасшедшего мужа в картине, а маленькие пионеры из сказки Сутеева попадают в альбом к их другу-художнику, где также встречают персонажей русских народных сказок и пытаются убрать Кляксу с рисунков. Жанрово эти произведения тоже отличаются, тут есть и сказки, и приключенческие книги, и даже ужасы. Для разнообразия)))

2. "Анна Каренина", автор: Лев Толстой - "Отцы и дети", автор: Иван Тургенев - "Лебединая песнь", автор: Ирина Головкина-Римская-Корсакова (внучка знаменитого композитора, кстати) - "Как закалялась сталь", автор: Николай Островский

Тут персонажи находятся в состоянии выбора, на перепутье, в конфликте с окружающим миром. Окружающий мир стремительно и неизбежно меняется, и главным героям приходится делать выбор. Анна Каренина, измена которой была вообще невозможна пару веков назад, все же изменяет. И все мы знаем, как грустно закончилась ее история. Евгений Базаров, кстати говоря, трикстер и нигилист. Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Он постоянно конфликтует со своими консервативными родителями из-за этого. На пороге 20-го века и перемен они сделал свой выбор. История Базарова тоже печальна, что также немного роднит эти два произведения, хотя и обстоятельства в них разные. Романы «Лебединая песнь» и «Как закалялась сталь» начинаются с Революции 1917 г. в России. Главные герои встают перед выбором: поддержать «красных» или «белых»?.. Как жить дальше? Что делать? Извечные вопросы.

«Хорошо ли, плохо ли он прожил свои двадцать четыре года? Перебирая в памяти год за годом, Павел проверял свою жизнь как беспристрастный судья и с глубоким удовлетворением решил, что жизнь прожита не так уж плохо... Самое главное, он не проспал горячих дней, нашёл своё место в железной схватке за власть, и на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови». (о Павке Корчагине, главном герое «Как закалялась сталь»)

«Лебединую песнь» я ещё не дочитала, так что не знаю, чем все закончится



Книжные параллели.

Произведения из моего списка связаны темами. Интересно иногда читать произведение и понимать, что эту идею уже выдвигал классик, вспоминать знаменитых писателей.

Рэй Брэдбери "Каникулы" и Лоис Лоури "Дающий"
Антиутопии -- один из моих любимых жанров. В "Каникулах" герои мечтают об идеальном безлюдном мире на один день, где их ждет вечный отдых и счастье, не подозревая, что их слова сбудутся. В "Дающем" нам представлен мир, где все устроено идеально, где жителям города не нужны знания, а главный герой, мечтая жить полной жизнью, под конец ищет знания сам. У обоих произведений открытый финал, позволяющий поразмышлять над тем, что ждет их всех в будущем.
Фонвизин "Недоросль" и Юлия Кузнецова "Первая работа"
В обоих произведениях есть учителя и ученик, не желающий учиться, но их истории совершенно разные.
Грибоедов "Горе от ума" и Мольер "Мещанин во дворянстве"
И у Мольера, и у Грибоедова с иронией показывается общество.

Дружба и верность-прежде всего🎉

Книжная подборка:

  1. "Пеппи Длинный Чулок" Астринд Лингрен
  2. "Зубная ведьма" Дэвид Уолльямс
  3. "Приключения кота детектива" Фрауке Шойнеманн
  4. "Остров сокровищ" Роберт Стивенсон
  5. "Приключения Тома Сойера" Марк Твен

Описание:

Я не первый раз убеждаюсь в том, что многих детей интересуют книги о путешествиях, сверстниках, детектвах или просто фентези. Я более чем уверена, что и среди нас есть такие.

Мне кажется, что в каждой из книг перечисленные ниже есть хоть капелька необычайности и интриги. Не смотря на то, что эти книги наверно чуть-чуть с детской улыбкой☺️ Но всё же я их люблю и читаю с восторгом.

🔹

🔹

🔹

"Просвечивающие следы" русской классики

Книжная подборка:

  1. А.С. Пушкин "Кавказский пленник" - М.Ю. Лермонтов "Кавказский пленник" - Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" - Владимир Маканин "Кавказский пленный"
  2. Даниэль Дефо "Робинзон Крузо" - Евгений Водолазкин "Авиатор"
  3. Николай Лесков "Очарованный странник" - Евгений Водолазкин "Лавр"
  4. Антон Павлович Чехов "Человек в футляре" - Юрий Буйда "Химич" - Вячеслав Пьецух "Наш человек в футляре"
  5. А.С. Пушкин "Станционный смотритель" - Н.В. Гоголь "Шинель" - Ф.М. Достоевский "Бедные люди" - А.П. Чехов "Смерть чиновника" - Татьяна Толстая "Петерс"

Описание:

Домино – это одновременно и сходства, и различия. С помощью этого точного образа я попробую сопоставить хрестоматийные тексты школьной программы и произведения современных авторов, которые, надеюсь, станут классикой для будущих поколений читателей. Я постаралась найти поэмы, рассказы, повести и романы, в которых прослеживается культурный диалог писателей, соединяющий век восемнадцатый, девятнадцатый, двадцатый и, конечно, двадцать первый. Поясню мои подборки.

1) А.С.Пушкин «Кавказский пленник» - М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник» - Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» - В. Маканин «Кавказский пленный» .

Зацепимся за название. Пленник – насильственно взятый в плен человек, рвущийся на свободу. Пленный – находящийся в плену. Важно, что в тексте Пушкина, Лермонтова, Толстого у героя, попавшего в плен, есть альтернатива освобождения: у А.С. и М.Ю. его спасает любовь (жертвенная черкешенка), у Л.Н. – дружба (горская девочка Дина). Герой же В. Маканина Рубахин обречен на вечное томление, константное состояние, он пленен красотой гор, обстоятельствами, противостоять которым он не в силах, и миром, в котором размыты границы добра и зла. Он не способен жить вне войны, потому что боевые действия заставили его следовать законам джунглей, где "человек человеку волк", они вынули из него способность к созидательной деятельности. Выходом для Рубахина может быть только смерть.

Важно отметить, что во всех текстах герои – заложники войны. Историческое поле для Пушкина, Лермонтова, Толстого – Кавказская война (1817-1864), для Маканина – события, связанные с государственным переворотом в Чечне в 1994 году и вводом на ее территорию российских войск.

Опираясь на «бродячий сюжет», Маканин создает рассказ, который становится явлением литературы переходного времени, в нем мы видим кризисное состояние мира и души человеческой. Владимир Семенович идет не только вслед за классиками, но и полемизирует с ними. Так красота, которая, по Достоевскому, должна «спасти мир», у Маканина «не успела спасти» ни русских солдат, ни пленного чеченца.

2) Д. Дефо «Робинзон Крузо» (приключенский роман, с момента его публикации в 2019 году исполняется 300 лет) - Е. Водолазкин «Авиатор» (роман-метафора).

В романе Е. Водолазкина судьба главного героя Иннокентия Платонова соотносится с жизнью Робинзона Крузо, с ним же связан мотив одиночества, который вплетается в ткань романа еще в самом начале на уровне реминисценций.

Как мы знаем, Робинзон, потерпев кораблекрушение, оказался на необитаемом острове, Иннокентий, будучи заключенным в штрафизоляторе на Соловках, становится участником смертельного эксперимента лаборатории по замораживанию и регенерации «Лазарь»: в 1929 году его замораживают в жидком азоте. Каким-то чудом спустя 70 лет доктору Гейгеру удается его разморозить и вернуть к жизни.

Этих героев роднит не только нелегкая жизнь на острове (Иннокентий до замораживания отбывал наказание на Соловках), борьба за выживание и вера в лучшее, но и то, что оба были беспощадно выдернуты из естественного хода истории. Им обоим пришлось заново творить свою реальность вопреки законам действительности – Робинзону на необитаемом острове, Иннокентию – в новой эпохе. Так Крузо не опускается до уровня дикаря и обустраивает свое хозяйство и жилище, вполне обеспечивая себя продовольствием. Иннокентий, очнувшись в конце двадцатого века, пытается через детали, воспоминания, цвета и запахи воссоздать прошлую жизнь, чтобы научиться жить в новой.

И Платонов, и Робинзон смогли сохранить в себе человеческое благодаря вере и духовной работе над собой.

3) Н. Лесков «Очарованный странник» - Е. Водолазкин «Лавр».

Крепостного Ивана Северьяновича Флягина и средневекового лекаря Арсения (позже Лавра) роднит связанный с ними мотив странничества, архетипический для русской литературы.

Флягин (по прозвищу Голован) появляется на свет благодаря молитвам матери, он с рождения человек, «Богу обещанный». Его судьба полна испытаний, лишений, грехов и добродетелей. В юности сбежав от господ, он встал на путь странничества, поначалу чтобы спасти себя от унизительной работы и заняться своим ремеслом в другом месте, позднее, чтобы найти свое место в мире людей и мире Божьем.

В течение своей кочевой жизни он побудет нянькой для дочери барина-поляка и станет пленником в татарской степи, испытает на себе влияние загадочного магнетизера-афериста и, как это ни печально, отнимет жизнь у трех людей: монаха, татарина Савакирея, цыганки Груши.

Ивану Северьяновичу предстоит долгий путь раскаяния и прихода к Богу.

Герой Водолазкина - средневековый лекарь Арсений обладает даром исцеления. Несмотря на это, он не смог спасти возлюбленную. Глубоко переживая ее смерть и виня в ней себя, он принимает решение пройти земной путь вместо нее. Арсений выхаживает больных, немощных, раненых, выхватывает чумных из рук смерти, и чем больше жертвует собой, тем очевиднее крепнет его дар. Его путь – путь странника, праведника, целителя. За свою жизнь он побывает в разных уголках Земли, дойдет до священного Иерусалима и вернется на родину, чтобы жертвой и любовью искупить грехи.

Что интересно, и повесть Лескова, и роман Водолазкина имеют черты жанра церковной литературы - жития.

4) А. П. Чехов «Человек в футляре» (вообще можно рассматривать всю трилогию о «футлярной» жизни, тогда еще «Крыжовник», «О любви») - Ю. Буйда «Химич» - В. Пьецух «Наш человек в футляре».

Рассказы Ю. Буйды и В. Пьецуха выросли из Чехова, в них тоже звучит мотив «футлярного» образа жизни. Писатели не только выстраивают культурный диалог с Антоном Павловичем, но и полемизируют с ним. Сергей Сергеевич Химич, учитель химии, а позднее лаборант, Серпеев (учитель русского языка и литературы из рассказа Пьецуха) только в глазах окружающих, ограниченных коллег, - «футлярные», недалекие, нерешительные люди. На самом деле они способны на живые движения души и поступки.

В рассказах Чехова, Буйды, Пьецуха в центре внимания два полюса: учитель и его коллеги, благодаря этому мы можем проследить этику отношений между преподавателями.

Для текстов Буйды и Пьецуха справедлива мысль, характерная для всего творчества Антона Павловича: "все не то, чем кажется". И, конечно, Химич и Серпеев, хоть по внешним деталям и подробностям схожи с «футлярным» Беликовым, внутренне являются полной противоположностью ему: они решительны, человечны. Кроме того, в отличие от чеховского персонажа, живущего по принципу «что не разрешено циркулярно, то не разрешено вполне» и «как бы чего не вышло», перед нами герои интеллектуальные и не боящиеся быть собой.

5) А.С. Пушкин «Станционный смотритель» - Н.В. Гоголь «Шинель» - А.П. Чехов «Смерть чиновника» - Ф.М. Достоевский «Бедные люди» - Татьяна Толстая «Петерс».

Эта подборка иллюстрирует трансформацию архетипического для русской литературы образа «маленького человека». Мы можем с разных сторон смотреть на этот тип. Глазами Пушкина с сочувствием и горечью (судьба Самсона Вырина, покинутого дочерью, трагична), Гоголя – с иронией, даже сатирой, но, несмотря на это, тоже с сочувствием. Все же Акакий Акакиевич Башмачкин, пускай ограниченная, косная личность, как человек заслуживает человеческого отношения. И для Гоголя важно показать не только мелочную цель Башмачкина (покупка шинели), его жалкое существование, но и черствое, жестокое общество, не способное на искреннее участие.

Чехов смотрит на героя с неприязнью: требовательный и к себе, и к окружающим, писатель не прощает Червякову его измельчавшую душонку, заискивающую, подобострастную натуру. Достоевский с болью и сочувствием передает читателям письма Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой. Их история трогает, потому что "маленький человек" чистый душой, заботливый, искренний становится жертвой жизненных обстоятельств. И, наконец, Татьяна Толстая, которая, следуя литературной традиции, создает образ "маленького человека" в новой, знакомой нам исторической действительности.

P.S: спасибо за яркое задание! Я примерно неделю думала о том, что помещу в подборку, что-то перечитала, пересмотрела конспекты, в общем, повторила и открыла на новом уровне! Хотелось бы дальше тоже что-нибудь обсудить, потому что варианты подборок еще есть, а в поле задания можно только 5 поместить :)

Домино "школьное" и "не-школьное"

Книжная подборка:

  1. А.С. Пушкин "Евгений Онегин" и "Гордость и Предубеждение" Джейн Остен
  2. "Подросток Ашим" Илги Понорницкой и "Чучело" Владимира Железнякова
  3. Жуль Верн "Таинственный Остров" и "Робинзон Крузо" Д.Дефо

Описание:

Сначала мне показалось, что задание невероятно простое. Казалось бы, что может быть сложным: объединить книги с похожим сюжетом в пары: то, что проходили в школе и то, что читалось по "доброй воле", скажем так :))

А оказалось, что не так-то просто. У каждой книги свой сюжет, авторские идеи может и переплетаются, но никогда не преподносятся одинаково. А еще, нужные книжки почему-то хранятся где-то в глубине нашего разума и отказываются приходить в нужный момент.
Если честно, мне немного боязно составлять парочки. Каждый читатель зрит свой смысл в прочитанном, это частая причина наших споров на уроках литературы или на встречах с читающими друзьями. Но я попробую!
Абсолютная, на мой взгляд, перекличка существует между английским "Гордость и Предубеждение" Джейн Остен и русским "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина.

Что имеем:
- провинциальное дворянство из деревни, где имение передается по наследству по мужской линии:
Онегин с имением дяди и семья Беннетов с пятью дочерьми, живущие в сельской глуши Англии, имение которых унаследует кузен

- два друга мужчины:
Онегин и Ленский, Бингли и Дарси. В обоих произведения холостые и непохожие друг на друга, в обоих - сближаются с семьей и в обоих строят отношения с дочерьми: Ольгой и Татьяной в пушкинской версии и Джейн и Элизабет по задумке Джейн Остен.

Самое главное: и там, и там - вагон гордости и предубеждений.
"Мистер Бингли оказался молодым человеком с благородной и приятной наружностью и непринуждёнными манерами", "Дарси ценил Бингли за его лёгкую, открытую и податливую натуру", богатый, из "крутой" английской семьи. Чем не Ленский? "Богат, хорош собою, Ленский", - Александр Сергеевич.
"Привлёк внимание своей статной фигурой, правильными чертами лица и аристократической внешностью", "Дарси был по-настоящему умен. В то же время Дарси был горд, замкнут и ему было трудно угодить. Его манеры, хотя и свидетельствовали о хорошем воспитании, не слишком располагали к себе окружающих", богат, со своим имением! Чем не Онегин? С его умными книжками по экономике, резкостью и высокомерием?
Единственное - разнится финал. Happy end у Остен (Бингли делает предложение Джейн, а в пылких отношениях Элизабет и Дарси наконец происходит "равновесие" и дело заканчивается свадьбой), Sad end y Александра Сергеевича.
Забавно то, что Остен и Пушкин не были знакомы.
Другой пример из нашей русской литературы: "Подросток Ашим" Илги Понорницкой и "Чучело" Владимира Железнякова. И там, и там - герои приходят в новый класс. У Мишки Прокофьева это гимназия для богатых (хотя он не из обеспеченной семьи), у Лены Бессольцевой - новая школа по причине переезда. И там, и там подростков не жалуют: над Леной откровенно издеваются одноклассники, а над Мишей смеются из-за семьи, где одна комната, мама, четверо детей. И там, и там - одноклассники слишком поздно осознают неправильность своих поступков: Прокофьев получает кучу смс по дороге в другой город, где хотел учиться в школе-интернате для умных, а Ленкины обидчики после ее перехода в другое учебное заведение.
Ну и напоследок - всем известный "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо и "Таинственный остров" Жуля Верна. Мои любимые приключения! Развитие человека вне благ человеческих: судьбой закинутый на остров Робинзон Крузо и потерпевшие крушение путники на воздушном шаре! Спасение! Сюжет, возможно, и не перекликается, но тематика, согласитесь, одна и та же!

А теперь, что называется, Пы. Сы.
Уважаемые эксперты, которым по долгу службы пришлось дочитать мои разглагольствования до конца! Участники, которым не повезло читать этот скучно-нудный-отвратительный текст!
Извините, что так длинно, сумбурно и местами неинтересно. Я пыталась написать так, чтобы не раскрыть все карты для тех, кто после моего недо-анализа вдруг захочет прочесть книги, о которых шла речь, но так, чтобы было понятно мое мнение. И извините, если я неверно поняла задание! Спасибо ;))

Классика или произвебения для подростков

Книжная подборка:

  1. Вильям Шекспир "Ромео и Джульетта" и Джон Грин "Виноваты звезды"
  2. Л.Дж.Смит "Дневники вампира" и А.Грибоедов "Горе от ума"
  3. Дж.Сэлинджер "Над пропастью во ржи" и Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
  4. Алан Брэдли " Сладость на корочке пирога" и Артур Конан Дойль "Шерлок Холмс"

Описание:

В настоящее время среди детей подросткового возраста пользуется популярностью зарубежная литература , в частности - американские авторы . И подростки забывают про классику , известную всем поколениям и великую классику. Я привела примеры наиболее распрастраненных современных произведений в сравнении с гениальными, всемирно известными произведениями XVI- XX вв.

Моя идея заключалась в сопоставлении разных возрастных течений в литературе .


Пары книг, схожие по тематикам

Книжная подборка:

  1. В. Распутин "Уроки французского" и М. Аромштам "Когда отдыхают ангелы"
  2. Дж. Р. Р. Толкин "Властелин колец" и Кристофер Паолини "Эрагон"
  3. Даниель Дефо "Робинзон Крузо" и Йорн Риель "Мальчик, который хотел стать человеком"

Описание:

В своей подборке я представила произведения из школьной программы и современные произведения, схожие по тематикам.

Любимы жанры большинства в наше время

Книжная подборка:

  1. "Скрюченный домишко" Агата Кристи.
  2. "Школьные вредные советы" Григорий Остер
  3. "Звезда имени тебя" Лада Кутузова
  4. "Таймлес" Крестин Гир.
  5. "Часодеи" Наталья Щерба.

Описание:

Самый любимый жанр большинства школьников это юмористические произведения такие как "Вредные советы", и фэнтези школьникам нравятся про школьную жизнь и параллельные миры такие как "Часодеи", еще многие любят детективы, кто то детские как "Агата Мистери" а кто то серьезные как "Скрюченный домишко", и конечно романы я честно говоря прочла несколько и они все мне очень понравились, первые два про школьную жизнь "Звезда имени тебя" и "Человек невидимка из 7 б", а третий фэнтези и роман "Таймлес".