Трикстер – герой нашего времени?

Сроки 2 этапа: c 20 марта по 19 апреля


Анна Клыкова - абсолютный победитель третьего сезона нашей читательской олимпиады, биолог, журналист, радиоведущая, ученица Московского лицея № 1561 и просто читатель.


У каждого времени есть свой герой, свой типаж, который отражает основные черты человека своей эпохи: «благородный разбойник» (Робин Гуд или Владимир Дубровский), «лишний человек» (Чацкий или Печорин), «маленький человек» (Самсон Вырин или Акакий Акакиевич Башмачкин), «нигилист» (Евгений Базаров) и т.п.

Мне кажется, что героем нашего времени вполне может стать трикстер – джокер, плут и провокатор. Этакий антигерой. Я предлагаю участникам олимпиады собрать подборку произведений, где важную роль играет именно такой персонаж. Классическим примером трикстера может быть Остап Бендер, но трикстеры бывают очень разными – тем интереснее получится наш общий список!

Вспомните, в каких книгах вам встречались персонажи-трикстеры, и докажите, что эти герои – действительно трикстеры. Можно ли их считать «героями нашего времени» и почему?

7 идей
Показывать

Моим героем-трикстером является, пожалуй, нелепый герой, у которого не всё получается, но он стремиться к лучшему

Книжная подборка:

  1. "Пеппи длинный чулок" А. Линдгрен
  2. "Приключения Эмиля из Лённеберги" А. Линдгрен
  3. "Незнайка" Носов

Описание:

Моим героем-трикстером является, пожалуй, нелепый герой, у которого не всё получается, но он стремиться к лучшему.

Трикстеры - герои нашего времени?

1. "Герой нашего времени", автор: Михаил Лермонтов (трикстер - Печорин)

2. "Странное воспоминание", автор: Артур Дрейк (трикстер - Чарли Бродячие Штаны)

Я считаю, что современные авторы, в отличие от "старых", делают трикстеров главными (или значимыми) героями для того, чтобы заинтересовать читателя. Раньше это делали для того, чтобы показать пороки общества и человека в отдельности, т.к. "праздно вращается на устах слово "добродетельный человек"; потому что обратили в лошадь добродетельного человека, и нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом, и всем чем ни попало"...



Такие разные трикстеры

Подборка книг:

1. Джордж Мартин «Песнь Льда и Пламени" (трикстер- Тирион Ланнистер)

2. Л.Н. Толстой "Война и мир" (трикстер- Долохов)

3. Д. Роулинг серия книг о Гарри Поттере (трикстер - Назёмникус Флетчер)

4. А. Линдгрен "Пеппи Длинный чулок" (трикстер - Пеппи)

5. М. Булгаков "Собачье сердце" (трикстер - Шариков)

1. На самом деле в этом произведении можно найти достаточное количество подобных персонажей. Но мой выбор пал именно на этого человека, потому что он с самого своего рождения был как будто против всех. Его внешний вид наложил отпечаток на его судьбу: нелюбовь родителей, сестры, насмешки окружающих. По большей части это отрицание существования человека стало причиной того, что он стал провокатором, хаосоносителем, хитрым и изворотливым человеком, способным на интриги, умелое манипулирование. Да, он не всегда выходит победителем из игры, но для него это совсем не страшно, потому что он не отчаивается и смело идёт к поставленной цели.

2. В данном романе представлен также большой ряд разных типов людей, среди которых также немало трикстеров, среди которых можно выделить Ф.И. Долохова.Он молод, красив, офицер. Но отсутствие нужного ему материального обеспечения толкает его на участие в азартных играх, где он позволяет себе нечестную игру. Он смело вызывает противников на дуэль, но особая страсть для него - кутежи, гулянки. На страницах романа можно найти неоднократные подтверждения тому, что он дерзок, хитер, жесток, отчаян, расчетлив... Ну чем не трикстер?!

3. Наземникус - жулик, который несмотря на это относится к Ордену Феникса. Он в любой ситуации старается извлечь для себя выгоду, даже путем обмана. С одной стороны он помогает Гарри, но при любом случае (выгодном для него) он действует так, как ему хочется, не задумываясь о последствиях.

4. Эта выдумщица нарушает все сложившиеся устои. Девочка независима и делает абсолютно всё, что ей вздумается. Часто её проделки заканчиваются неприятностями. Но она не расстраивается.

5. Для этого персонажа подойдут практически все черты, присущие трикстеру: появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации; это не подконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой даже для самого Трикстера непредсказуем, благодаря его неустойчивой психике. Трикстер — это провокатор и инициатор социально-культурного действия! Этот герой аморален.

Галерея знакомых и незнакомых

Подборка книг:

1. Н.В. Гоголь "Мертвые души" (трикстер - Павел Иванович Чичиков)

2. А.С Пушкин "Евгений Онегин" (трикстер - Зарецкий) - А.С.Грибоедов "Горе от ума" (трикстер- Антон Антоныч Загорецкий)

3. Е. Водолазкин "Авиатор" (трикстер - Зарецкий)

4. Р.Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" + фильм М.Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" (сценарий - Григорий Горин) (трикстер - Мюнхгаузен)

5. Бомарше "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро", "Виновная мать" (трикстер - Фигаро)

Так получилось, что понятие «трикстер» я открыла для себя совсем недавно, только тогда, когда прочитала название этой книжной норы (за это отдельное спасибо Ане!). Пока думала о том, как выполнить задание, немного почитала о них в Интернете. Перед тем, как рассказать о книгах из моей подборки, я приведу некоторые ценные определения (возможно, это поможет другим участникам тоже предложить свои варианты героев).

Неплохое толкование дает Википедия: трикстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, не подчиняющееся общим правилам поведения.

Так, если рассматривать трикстера как воплощение демонических черт, можно вспоминать лермонтовского Демона из одноименной поэмы, искусителя Мефистофеля из трагедии Гете «Фауст».

В приведенном определении из Википедии для меня особенно важно то, что трикстер – персонаж не столько литературный, сколько культурный, сродни, например, Одиссею, который известен жителям с разных уголков Земли (кстати, у самого Одиссея есть черты трикстера: сообразительность, хитроумность).

Марк Липовецкий, литературовед и критик, отмечает, что «изначально трикстер — понятие мифологическое; в Новое время к нему восходят культурные роли плута, шута, вора, авантюриста, самозванца, юродивого и так далее». Если рассматривать трикстера как самозванца и юродивого, то к нему можно отнести не только героя пушкинской трагедии «Борис Годунов» Григория Отрепьева, имеющего исторический прототип, но и пионера Юрку из «Детской книги для мальчиков» Б. Акунина (по замыслу автора тот проваливается в хронодыру, попадает в Смутное время и по стечению обстоятельств нарекает себя царевичем Дмитрием), Ивана Северьяновича Флягина из «Очарованного странника», Лавра из одноименного романа Е. Водолазкина (его чудесный дар исцелять, аскетизм в глазах обывателей делают его юродивым).

Так же у М. Липовецкого есть мысль, что «русский XIX век не создал мощной фигуры трикстера в силу специфического для русской послепушкинской культуры противостояния индивидуализму». С тем можно согласиться и не согласиться. Разве авантюрист Чичиков не является одним из самых ярких трикстеров литературы XIX столетия? По мнению литературоведа, «трикстер, плут есть воплощение индивидуализма, поэтому в русской классике он дискредитируется» (конечно же, вспоминается индивидуалист Печорин, князь Андрей Болконский до Аустерлицкого сражения, можно предложить, что плата за его индивидуализм и увлечение наполеонизмом – смерть княгини Лизы).

Еще немного о трикстерах-индивидуалистах. Я не берусь глубоко судить о толстовском Федоре Долохове, поскольку на сегодня прочла всего два тома «Войны и мир», но уже сейчас в этом герое я вижу черты трикстера, и в этом показателен фрагмент, где Николай Ростов проигрывает ему в карточной игре сорок три тысячи (в светских кругах Долохов известен как мастер азартных игр, шулер). Как считает тот же М. Липовеций, Долохов - «настоящий трикстер и одновременно мрачнейшая фигура во всей панораме «Войны и мира», рядом с которой можно поставить только Наполеона — воплощение крайнего индивидуализма в культуре XIX века».

Определив для себя многогранность трикстера, я решила составить подборку, в которой такие персонажи были бы из разных литературных и исторических эпох.

1) Павел Иванович Чичиков из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (выбор связан с тем, что в этом году у Гоголя юбилей – 210 лет). Чичиков представляет собой тип капиталиста, характерный своей эпохе. Мы, конечно, помним его хитроумный, изобретательный план скупки «мертвых» душ для того, чтобы заложить их в Опекунский совет, а затем получить ссуду и пустить их в оборот. На самом деле он не собирается выкупать заложенные души: Павел Иванович мечтает о херсонских землях и настоящих крестьянах.Ради этого он готов совершать одну финансовую махинацию за другой, переступать закон не только юридический, но и нравственный. Несмотря на то что Чичиков отличается энергичностью, смелостью и даже дерзостью, наделен изворотливым умом и на первый взгляд кажется более привлекательным и жизнеспособным, чем помещики и чиновники («один пошлее другого»), в глазах и автора, и читателей он все же подлец, который отлично усвоил завет отца «береги копейку», ибо все на свете копейкой прошибешь. Он готов переступать через людей, и потому его путь тупиковый, мотив дороги, связанный с ним, больше напоминает бездорожье.

2) Пожалуй, я объединю А. Пушкина и его «Евгения Онегина» и грибоедовскую комедию «Горе от ума» в один пункт, поскольку их герои имеют не только созвучную «говорящую» фамилию, но и рождены одной исторической эпохой. Пушкинский трикстер – Зарецкий, «старый дуэлист» и сплетник. Неспособность радоваться чужому счастью, желание разрушить жизнь других ради мелочного чувства, завистливость, мстительность, подлость и трусость - вот характерные черты Зарецкого - секунданта на дуэли Онегина и Ленского. Он мыслится человеком хитрым и бессердечным. В его силах было повлиять на исход дуэли между Владимиром и Евгением, он мог не допустить кровопролития, если бы хотел поступить по совести и по-человечески. Однако Зарецкий предпочел наслаждаться зрелищем дуэли:

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист…

Конечно, быть должно презренье

Ценой его забавных слов,

Но шепот, хохотня глупцов…

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

Он мелочен и жесток.

Не лучше характеристика и у грибоедовского Антона Антоныча Загорецкого. Он мошенник, плут, картежник, шулер, – человек, не отличающийся высокими качествами и не стремящийся к духовным ценностям. Он с охотой участвует в сплетнях и скандалах. Для него не существует понятия чести и благородства, поэтому он не обращает внимания на обличительные и язвительные слова Горича:

…Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут:

Антон Антоныч Загорецкий.

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст.

Загорецкий представляет собой тип скользких людей, которые готовы забыть о чести и достоинстве ради материального обогащения и влияния в обществе. За счет угодничества и лести Загорецкий становится «своим» в обществе «фамусовской Москвы».

3) В литературе двадцать первого века в романе Е. Водолазкина «Авиатор» мы встречаем Николая Ивановича Зарецкого, чья фамилия, конечно, «прирастает» смыслами, когда мы вспоминаем вышеупомянутых мной героев. Он один из ключевых героев романа. Неприятный и одинокий, Зарецкий является соседом Иннокентия и Анастасии по квартире. Именно из-за него рушится их мирная жизнь: сначала отца девушки по его доносу обвиняют в контрреволюционной деятельности и расстреливают, потом самого Иннокентия арестовывают и отправляют на Соловки, обвиняя в убийстве Зарецкого.

Героя романа Водолазкина роднит с персонажами классиков не только участие в доносах и сплетнях, но и «воровская» натура: Зарецкий уносил с работы колбасу в кальсонах. Он никогда не делился с соседями своей «добычей» и ел в одиночестве: «пиры Валтасара проходили в одиночку». В отличие от грибоедовского героя, Зарецкий жил изолированно от общества, он не стремился научиться жить по человеческим законам: его ежедневные кражи роднят его с животными, ворующими продукты у людей.

Николай Иванович выглядел в глазах соседей недалеким и замкнутым. Однако это не помешало ему совершить донос на Сергея Никифоровича и разрушить гармонию в семьях Платонова и Воронина. Интеллектуальная недоразвитость, трусость, неспособность жить по совести - все этого черты трикстера, изображенного Е. Водолазкиным.

4) Как ни странно, знаменитого Мюнхгаузена, знакомого нам по книге Рудольфа Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» и фильму Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (сценарий написан Григорием Гориным), тоже можно назвать трикстером, об этом читаем, например, в Википедии. С этим трудно не согласиться, ведь человек, вытянувший себя из болота за собственные волосы, выдумщик, мечтатель, Мюнхгаузен – герой архетипический для мировой культуры, что не противоречит трикстеру. Кроме того, в нем есть что-то наивно-плутовское и немного дерзкое. В бароне мы не найдем нравственных изъянов и очевидных недостатков, его страсть к рассказыванию невероятных историй вызывают у нас не презрение, а добрую улыбку.

Если опираться на фильм Марка Захарова, то барон Мюнхгаузен - воплощение благородного рыцаря и романтика, который внутренним взором устремлен к идеалу, к прекрасной жизни, в которой есть место чуду и невероятным приключениям. Именно ему принадлежат фраза: «Улыбайтесь! Умное лицо - это еще не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица».

5) И завершит мою подборку Фигаро - герой трёх пьес Бомарше («Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Виновная мать»). Я решила включить его в свой список трикстеров, потому что не так давно была на опере «Севильский цирюльник», и Фигаро как герой заинтересовал меня.Это обаятельный испанец из Севильи. Его с уверенностью можно назвать трикстером, потому что он пройдоха и плут, первоначально парикмахер (цирюльник), затем слуга графа Альмавивы. Фигаро изобретателен, остроумен, жизнерадостен и энергичен. Он необыкновенно сообразителен и потому искусно придумывает интриги и легко добивается своих целей.

Фигаро обладает многими талантами и навыками. В предисловии к «Севильскому цирюльнику» Бомарше перечисляет их: краснобай, сочинитель стихов, певец и гитарист.

Как и Мюнхгаузен, Фигаро – герой, чье имя стало нарицательным.


P.S: Когда я искала героев для подборки, поняла, что в истории мировой культуры мы найдем множество трикстеров. Все они разные, многогранные и неоднозначные. Но тем интереснее о них узнавать. Вообще, конечно, не всех из них я бы назвала «героями нашего времени», хотя бы потому, что некоторые представляют не тип человека, рожденного эпохой, исторически обусловленного, а плод воображений, надежд, догадок, исканий их создателя (конкретного автора) или народа вообще (если речь идет о мифологических или фольклорных трикстерах). Взять того же барона Мюнхгаузена:)

Так перед нами открывается бесконечная галерея трикстеров, знакомых и незнакомых. Нам остается только вдуматься в прочитанное, увиденное, услышанное…

А что может трикстер?

Подборка книг:

  1. "Алиса в стране чудес", Льюис Кэрролл
  2. ?
  3. "Боба нет", Мег Розофф
  4. "Хроники Расколотого королевства", Фрэнсис Хардинг
  5. "Сквозь Зеркла", Кристель Дабо

Ну, что сказать, трикстеры - мои любимые персонажи. Они близки мне по духу. Если сейчас вы обратите внимание на мою аватарку, то вы познакомитесь с первым трикстером из моей подборки.

1) Чеширский кот, любой бред из его уст – это правда. И вот парочка примеров этого «бреда»:

— Серьезное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой.

— А жизнь — это серьезно?
— О да, жизнь — это серьезно! Но не очень...

— А что это за звуки, вон там? — спросила Алиса.
— А, это чудеса, — равнодушно пояснил Чеширский Кот.
— И что же они там делают? — поинтересовалась девочка.
— Как и положено, — Кот зевнул. — Случаются.

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно... — сказала Алиса.
— Тогда все равно куда и идти, — заметил Кот.
— Только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти.

2) Этого советского трикстера знают абсолютно все. Вот его приметы: высокая остроконечная шляпа, желание помочь всем окружающим и толстый друг. Дополнительные опции: поскольку он трикстер – он рыжий, и Барни Стинсон вряд ли бы одобрил его выбор галстука. Так кто же это?Есть такой.

3) Боб, из книги Мэг Розофф. По должности – он Бог. А по сути – разгильдяй. Должность ему досталась благодаря семейным связям. Он ничего плохого не желает, но все у него идет через пень-колоду. И любовь выливается на головы несчастных землян Всемирным потопом. Всемогущие и неуравновешенные трикстеры - то еще испытание для любого мира.

4) «Хроники Расколотого Королевства» Фрэнсис Хардинг – пример книг, где главные герои являются трикстерами. Они воры, плуты и мошенники, и вообще не самые хорошие люди, которые точно не упустят своего. Но при этом они помогают тем, кто в этом нуждается (с выгодой для себя конечно) и вечно попадают в передряги. Они совершили городской переворот, помогли одной из действующим политических партий захватить теневую власть над государством и создали стабильную экономическую ситуацию.

5) В серии «Сквозь Зеркала» тоже есть трикстер. Арчибальд – второстепенный персонаж истории, но важный для нее. Он вносит в повествование хаос и порядок, неоднозначность и утвердительность, и это только фактом своего присутствия.

Немного о трикстерах

Подборка книг

Джоан Роулинг, "Гарри Поттер" (трикстер - близнецы Уизли)

Вольфганг Херрндорф, "Гудбай, Берлин!" (трикстер - Чик)

Мария Парр, "Вратарь и море" (трикстер - Лена)

Мари-од-Мюрай, "Oh, boy!" (трикстер - Барт)


Описание

Трикстеры - сообразительные герои, которые нарушают правила и ломают стереотипы - часто появляются в современных книгах и книгах двадцатого века. Мне кажется, это потому, что тогда были слишком жёсткие правила, и людям хотелось чего-то новенького хотя бы в книгах. Тогда стали делать "трикстеров". С тех пор это стало очень популярным.

Часто бывает такое, что трикстер помогает герою узнать себя - так было в "Гудбай, Берлин!" и "Вратаре и море". При этом сами трикстеры от нарушения правил всегда остаются собой и не ломаются внутренне.

Обычно трикстеры используются в книгах, если кроме них, проблему решить никак нельзя (например, в пятой части серии книг о Гарри Поттере близнецы Уизли спасли школу от ужасной учительницы - Амбридж, устроив переполох в Хогвартсе на экзамене, чуть ли не взорвав всю школу, и в конце концов, улетев оттуда на мётлах под салюты и аплодисменты). Так же во "Вратаре и море" Лена показывает Трилле, что он - такой, какой он есть, и ему не надо меняться - если он хочет жить в деревне и быть рыбаком, когда вырастет, то пусть так и будет (там девочка, ненадолго приехавшая из другой страны, предлагает ему поехать с ней учиться в университет, и ей непонятно всё, что ему близко, и он переживает из-за этого).

Я вот подумала - а что, если трикстерам самим нужна поддержка? Так как раз было во многих книгах, которые я привела в пример. Они как бы "трикстеры поневоле", и скрывают свою боль под этой маской - например, во "Вратаре и море" был момент, когда Лена сбежала из дома на берег моря, все её искали, и когда нашли, она плакала, потому что якобы "её родителям от неё нужны только пятёрки, и они не ценят то, что она увлекается футболом и хороша в этом", а Барт из "Oh, boy!" - гей, и очень хочет найти любовь. В конце концов, он нашёл свою половинку - врача Мойвуазена, и мне кажется, теперь ему уже просто не нужно быть трикстером - он нашёл то, чего искал. Так и со многими другими трикстерами, и я думаю, это довольно интересная тема...

Трикстеры

Книжная подборка:

  1. "Часодеи" трикстер: Астрагор
  2. "Коты-воители" трикстер: Звездоцап
  3. "Скрюченный домишко" трикстер: Джозефина

Описание:

В основном не все заглядываются на антигероев, но иногда он может стать главным героем и любимцем читателей.У меня такого случая еще не было. Может быть кто то читал что подобное мне будет интересно какие это книги.