Обсуждение номинаций («книжьих нор») от экспертов олимпиады

Сроки 2 этапа: c 20 марта по 19 апреля

Дорогие наши взрослые участники соревнований!

Здесь вам для горячих обсуждений и голосования представлены все «Книжьи норы» (номинации), разработанные нашими экспертами для читательской онлайн-олимпиады.

Вы должны до конца 2 этапа соревнований совместно с другими взрослыми участниками создать как можно больше захватывающих, объективных и горячих обсуждений. Оцениваться нами будет не только количество, но и качество ваших комментариев и целых обсуждений.

Больший балл получают как наиболее активные участники, так и участники, создавшие наиболее интересные и горячие обсуждения.


Как принять участие:

  1. выберите интересующую вас «Книжью нору» и пройдите в её доработку;
  2. оцените понравившуюся вам «Книжью нору»;
  3. ознакомьтесь с комментариями к заинтересовавшей вас «Книжьей норе», оцените и ответьте на заинтересовавшие вас комментарии;
  4. опубликуйте собственные комментарии к интересующей вас «Книжьей норе».
10 идей
Показывать
48404052_10219023321360253_8615917632312311808_n.jpg

Подборки по раскрытию одних и тех же тем в разных областях литературы

Мне бы хотелось поговорить о том, как одни и те же темы раскрываются в разных областях литературы, как сугубо текстовых, так и визуальных.

Поэтому я предлагаю участникам олимпиады собрать подборку книг разных жанров в одной тематике и проанализировать, какие инструменты текста и изображения используются здесь и для каких целей.

Например: «Звезды светят на потолке» Юханны Тидель, «Я убиваю великанов» Джо Келии и Х. М. Кэн Ниимура и «Голос монстра» ПатрикаНесса – книги, с разных сторон раскрывающие непростую тему болезни близкого. Иллюстрации, созданные Джимом Кеем для «Голоса монстра», показывают, как по-разному мы можем смотреть на одни и те же вещи в зависимости от нашего состояния. А визуальные эффекты «Я убиваю великанов» усиливают напряжение за счет замазанных фрагментов текста, которые главная героиня отказывается слышать. В «Звездах» отсутствует визуальная составляющая и все эти функции ложатся на текст.

Оцениваться будет не только количество книг в подборке, но и то, насколько далеко с точки зрения жанров они отстоят друг от друга, а также полнота анализа используемых авторами инструментов.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Мария Скаф - переводчик, преподаватель НИУ ВШЭ, независимый исследователь, специалист по визуальной литературе.

90SrUbbmOpo.jpg

Подборки о повестях и романах о детстве

Детство – время самых крутых поворотов сознания. Маленького человека слабо интересуют великие дела и глобальные процессы. Самые большие потрясения происходят из семьи, из близкого окружения. Мертвая птичка или случайно подслушанная фраза часто значат для ребенка больше и влияют сильнее на его становление, чем гибель сотни китов или объявление войны где-то там, в большом мире. От «Детства» Льва Толстого (1852 год) до «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева (1994 год) – полтора века. За этот период была написана как минимум дюжина повестей и романов русскоязычных писателей о детстве.

Кто эти писатели, и что побудило их писать о своем взрослении? Какой из их героев наиболее созвучен тебе и твоему жизненному опыту? В искренность и откровенность кого из героев ты не веришь и почему? Опыт кого из героев ты хотел бы прожить? Чем он привлекателен для тебя?


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Ната Хаммер - писатель.

Борис Долгин.jpg

Осознаёте ли вы себя на перекрестке идентичностей?

– Ну, для начала: кто ты?

– Ой, нет, давай о чем-нибудь попроще.

Мы всё реже можем сказать о себе лаконично и однозначно что-то определенное – кроме, может быть, своего имени. Социальные антропологи уже не говорят о расах. Этническое самосознание многих наших современников устроено сложно, если вообще оказывается актуальным для их самоописания. Религиозная идентичность обычно автоматически фиксируется по предполагаемой у кого-то из предков, но мало затрагивает основы собственного миропонимания. Языков у многих больше одного, да и «родной» сильно различается в разных социальных средах. Культурно мы можем себя относить к группам, о которых не знают даже наши соседи по дому. Любовь к родной классике? Но классический канон очень разный для разных культурных сообществ. Даже гражданство не описывает всех наших идентификаций с разнообразными странами или даже нестранами (от сетевой игры до социальной сети).

Как мы осознаем себя на перекрестке идентичностей? Как мы общаемся с другими людьми, у которых идентичность отлична от нашей? Каково в этой ситуации место тех, кто говорит: «У меня все просто», – и правду ли они говорят? В какой степени описанная ситуация является приметой нашего времени, а в какой – универсальна? А если это примета времени – надолго ли она задержится? Попробуйте подобрать тексты, которые могут вам помочь ответить на эти вопросы.

Вряд ли ответы на них буду прямыми. Главное, чтобы они помогали нам об этом думать.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Борис Долгин - историк-архивист, проектировщик, продюсер, редактор, модератор и аналитик в сферах гуманитарной политики, научного и гражданского просвещения, экспертных, научных, гражданских и маркетинговых коммуникаций, специалист по работе с информацией и по совершенствованию навыков этой работы у других.

Pervushin_Anton_Ivanovich.jpg

Зачем летать в космос?

В школьные годы я очень увлекался фантастикой о космических полетах. Иван Ефремов, Георгий Мартынов, братья Стругацкие, Сергей Павлов, Артур Кларк и Роберт Хайнлайн были для меня не просто отличными прозаиками, а людьми, сумевшими увидеть будущее и достоверно описать его. Я верил им, потому что, кроме прочего, они убедительно объясняли, зачем человечеству нужен космос и что оно там может найти.

С тех пор многое изменилось. Сегодня благодаря успехам науки мы знаем, что фантасты опирались на ложные представления: ближайшие планеты оказались безжизненными, а полеты к ним будут сопряжены с неимоверными трудностями без гарантии успеха. Зачем же тогда летать в космос?

Современные фантасты по-разному отвечают на этот вопрос. Американец Энди Вейер в романе «Марсианин» утверждает, что летать в космос стоит ради ценных научных сведений, которые мы можем получить в других мирах. Но с такой задачей могут справиться и роботы. Китаец Лю Цысинь в романе «Задача трех тел» уверяет, что стимулом для межпланетных полетов станет вторжение пришельцев из дальнего космоса. Но пока мы ничего не знаем о пришельцах и их намерениях. Наш соотечественник Сергей Лукьяненко в романе «Звездная тень» предполагает, что мы найдем в космосе настоящее чудо – мир, в котором исполняются любые желания. Но куда разумнее попытаться создать такой мир на Земле.

Неужели обоснованных мотивов для развития космонавтики не существует? Или я прочитал слишком мало книг, чтобы сделать однозначный вывод?

Помогите мне отыскать тексты, в которых убедительно дан ответ на вопрос: зачем нам летать в космос? Или предложите собственный ответ на этот вопрос.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Антон Первушин - писатель, научный журналист, автор научно-популярных и фантастических книг, исследователь истории космонавтики и научной фантастики.

46498199_1161013484056196_3685791983961374720_o.jpg

Знаете ли вы о книгах, написанных во сне?

Знаете ли вы о книгах, написанных во сне? Не каждый автор признается в этом, но иногда, когда читаешь книгу, кажется, что автору она приснилась.

Бывало у вас такое? И почему?


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Михаил Фаустов - создатель Чемпионата по чтению вслух на русском языке «Открой Рот» и его подростковой версии «Страница...»

IMG_8313.jpg

Современные книги, которые вы порекомендовали бы своим родителям

Проблема отцов и детей не нова. Мы думаем, что она возникла, как только у первых отцов появились первые дети.

Решить мы ее, конечно, не сможем, но сможем хотя бы об этом поговорить. С вами. То есть с детьми.

Итак, какие современные книги вы порекомендовали своим родителям, чтобы им было легче вас понять?

Конечно, нам интересно узнать не только название книги и имя автора, но и ваше объяснение.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак - писатели.

Екатерина Асонова.jpg

Домино из книжных произведений

Предлагаю поиграть в домино - составлять пары из произведений школьной программы и произведений современных авторов.

Это могут быть пары или тройки, в которых соединяются повести и рассказы, романы и поэмы, сказки и поэтические произведения при помощи самых разных идей.

Самым распространённым способом сопоставления является тематический, но можно использовать и другие ходы: образ, художественный прием, композиция и т.д.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Екатерина Асонова - педагог, автор проекта «Детские книги в круге чтения взрослых».

31d03c698d42ccdd41b926f4c79e44043de27921df6ed92fcdc8120635d8f2c9.jpg

Футуристические подборки

Мечтать о прекрасном будущем – прекрасное свойство любого человека. А каким оно будет?

Есть такие специальные люди-футурологи, чьей профессией является описание будущего. Но как правило, они ошибаются.

Гораздо ближе к истине как правило оказываются писатели. Не сдерживаемые разными условностями профессиональных предсказателей, они создают новые миры, многие элементы которых материализуются. Во многом и потому, что это будущее оказывается настолько привлекательным, что мы начинаем его создавать в реальности.

А какое будущее привлекает вас? Соберите подборки книг, которые бы описывали разные элементы того будущего, в котором вы хотели бы оказаться.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Василий Буров - исследователь будущего, эксперт по технологическим изменениям, преподаватель и бизнесмен.

IMG_0819-16-03-19-14-22.JPG

Нет эйджизму!

Наверняка многие слышали фразы: «Тебе еще рано это читать, ты ничего не поймешь в этой книге» или «Ты уже слишком взрослый для этого, лучше иди почитай Толстого». Это и есть эйджизм по отношению к читателю и книге.

Приведите примеры книг, прочитанных вами «не по возрасту». Расскажите о своем опыте, положительный он или отрицательный? Обоснуйте свою точку зрения.

Например, одна из моих любимых книг, «Повелитель драконов», рассчитана на читателей 12-14 лет. Мне же уже 16, но я не намерен отставлять ее в сторонку и говорить: «Фу, это для детишек». А вот «Солярис», к примеру, я прочитал в 14 лет и до сих пор помню, как хандрил из-за этого целых три дня. Просто потому, что книга оказалась слишком сложной для меня.


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Николай Чуйков - победитель третьего сезона международной читатеьской онлайн-олимпиады «PROчитай!».

Анна Клыкова.jpg

Трикстер – герой нашего времени?

У каждого времени есть свой герой, свой типаж, который отражает основные черты человека своей эпохи: «благородный разбойник» (Робин Гуд или Владимир Дубровский), «лишний человек» (Чацкий или Печорин), «маленький человек» (Самсон Вырин или Акакий Акакиевич Башмачкин), «нигилист» (Евгений Базаров) и т.п.

Мне кажется, что героем нашего времени вполне может стать трикстер – джокер, плут и провокатор. Этакий антигерой. Я предлагаю участникам олимпиады собрать подборку произведений, где важную роль играет именно такой персонаж. Классическим примером трикстера может быть Остап Бендер, но трикстеры бывают очень разными – тем интереснее получится наш общий список!

Вспомните, в каких книгах вам встречались персонажи-трикстеры, и докажите, что эти герои – действительно трикстеры. Можно ли их считать «героями нашего времени» и почему?


Краткая биография хозяина «Книжьей норы»:

Анна Клыкова - абсолютный победитель третьего сезона нашей читательской олимпиады, биолог, журналист, радиоведущая, ученица Московского лицея № 1561 и просто читатель.