Литература в кино

Сроки проекта: c 16 марта по 20 мая

В этой норе давайте соберем названия фильмов, которые напоминают зрителю о литературном произведении.

178 идей
Показывать

100 дней после детства

Был такой прекрасный фильм про взросление. "100 дней после детства" назывался. Про летний лагерь. Так вот там ребята ставили спектакль по "Маскараду" М.Ю. Лермонтова.

Осень - творческое время

<p>В картине "Осенний марафон"(1979) герой О. Басилашвили - Андрей Бузыкин - переводчик. В здании издательства он стоит у стопки с книгами, где встречается Karl Heins Clasen "A Louvre Keptara" (по-моему, так и не переведенная на русский язык).</p><br>

Чтение среди шумного дня.

Как мы помним герой О. Табакова - Олег Савин в картине "Шумный день"(1960), начинающий поэт, поэтому в фильме мы встречаем 7 т. сборника Джека Лондона.

«Таинственная страсть»

Мне кажется, про замечательный сериал, снятый Владом Фурманом по одноимённому роману Василия Аксёнова о шестидесятниках - не только о поколении в целом, но и о тех, кто стал символом этого поколения, поэтах Андрее Вознесенском, Евгении Евтушенко, Роберте Рождественском, Бэлле Ахмадулиной и других, - ещё не вспоминали)

Прекрасны и роман, и его экранизация.

«История одного назначения»

Фильм Авдотьи Смирновой, вышедший в юбилейный год Льва Николаевича Толстого, я в принципе считаю одним из лучших фильмов последних лет. И конечно, Толстой там не только один из героев.

Во-первых, фильм основан на одном из эпизодов книги Павла Басинского, одном из соавторов сценария, «Святой против Льва».

Во-вторых, сам Толстой описывает эпизод ампутации ноги Анатолю Курагину (за обедом. Семейным)).

В-третьих, прапорщик Стасюлевич вспоминает рассказ Льва Николаевича, в котором он (прапорщик) был выведен отнюдь не положительным героем.

Думаю, если бы пересмотрела фильм прямо сейчас, ещё бы что-нибудь увидела. Фильм замечательный!

Робинзон Крузо

Фильм по книге Д. Дефо так и называется ,"Робинзон Крузо". Или другая версия "ИЗГОЙ". А самая детская версия это мультфильм" Очень обитаемый остров".

Изгои

Фильм Изгои. Главный герой читают книгу Маргарет Митчелл "Унесенные ветром". Почему же эту?

В фильме воюют подростки, точней 2 стороны. Северная сторона- бедные дети, южная- богатая. И тут Вы , да как и я, сразу вспоминаете, что в книге Маргарет тоже война. Она разворачивается между двумя сторонами. Тоже между севером и югом. Вот так мы видим отклик книги и фильма. Хоть это совсем и не экранизация! Фильм очень цепляющий)

"Девчата"

Старый добрый фильм "Девчата", который был снят по мотивам одноименной книги Бориса Бедного..

В нем рассказывается о том, как в сибирский поселок приехала юная повариха Тося Кислицына — наивная и эксцентричная девчонка. Она сует свой нос во все дела, каждому стремится помочь. Местный красавец Илья на спор заводит с Тосей роман, сопровождающийся массой комичных ситуаций…

Булочка

-Мама! Я булочку уронил!

-Мама, мы мимо этой булочки уже 3-й раз проходим!

Экранизация, как правило, отличается от первоисточника. Фраза есть только в фильме, снятом по повести "Трое в лодки, не считая собаки" Джерома Клапки Джерома и, скорее всего, является плодом актерской импровизации, благо артисты, там снимавшиеся, именно этим качеством и славились. Одна из баек гласит, что малыш, занятый в этом эпизоде, проголодался, ему кто-то сунул булку, а он не успел ее доесть и пошел вместе с ней в кадр, а там в суматохе выронил. Эпизод снимали уже несколько часов, в се были на взводе и Державин пошутил на этот счет прямо в кадре.

"Заповедник"

«Заповедник» - это одна из моих любимых повестей у Сергея Довлатова. Ее главный герой Борис Алиханов приезжает в Пушкинские горы . Это родовое имение А.С. Пушкина, место, где был экскурсоводом какое-то время и сам Довлатов. Борис хочет подработать и обдумать свою дальнейшую жизнь, которая “расстилалась вокруг необозримым минным полем”: его рассказы, которые он пишет в течение двадцати лет, не печатают; семья разрушена. Герою 31 год. Это меньше, чем Довлатову в год работы в Михайловском, но столько же, сколько Пушкину в период знаменитой Болдинской осени.

Фильм «Заповедник» Анны Матисон (рабочее название: «Пушкин. Виски. Рок-н-ролл»), по-моему, не совсем удачно называть снятым «по мотивам» повести Довлатова, ведь действие переносится в наше время. Главный герой не писатель, а, внимание, рок-музыкант Костя!

В Косте, которого исполняет Сергей Безруков, как мне показалось, очень мало от личности самого Сергея Довлатова да и от его героя Бориса Алиханова. И дело не только в несхожести профессий (да, обе творческие, однако очень разные), но и в эпохе: Сергей Довлатов жил в тоталитарном государстве, где человек был поставлен в условия «несвободы»; в котором приходилось воровать, вступать в экономические махинации. В стране процветало стукачество, фальсификация. Но самое главное, человек не мог говорить то, что он хочет, иначе его ждала лагерная жизнь.

Костя, в отличие от Алиханова, живет в относительно благополучное время. Он может свободно управлять своей судьбой и заниматься любимым делом. Причем когда-то Костя был даже успешным гитаристом, сочиняющим хорошие песни. И у него было все, что необходимо ему для счастья, –признание, любимая женщина, семья и даже слава. Но пристрастие к спиртному превратило его из талантливого музыканта в неудачника, привыкшего решать душевные проблемы с помощью бутылки. Вдохновение давно покинуло его, осталась лишь рутина, ежедневный поиск заработка, не приносящий результатов, и сомнение в правильности своего выбора.

В Пушкинских горах, где в фильме находится огромный тематический пар и музей Пушкина, Константин оказывается случайно. Всё очень прозаично: ему подворачивается возможность подзаработать.

Не стану глубже рассказывать о сюжете фильма, но отмечу, что его уж точно нельзя назвать экранизацией «Заповедника». От оригинального довлатовского текста здесь только контекст, связанный с Пушкинскими горами. Тем не менее сделаю акцент на важном моменте, ради которого я и взялась за эту идею.

И в повести Довлатова, и в фильме запечатлен «культ личности» Пушкина. Причем и работники музея, и многочисленные туристы подменяют живой интерес к личности поэта, истинное понимание его творчества мнимой любовью и пошлым обожанием. Что больше всего печалит, экскурсанты отличаются вопиющим невежеством: они задают глупые вопросы о том, почему была дуэль между Пушкиным и Лермонтовым (да-да!), не могут сообразить, какое отчество было у сыновей Александра Сергеевича, и принимают стихотворение С.Есенина за стихотворение А.С. Пушкина. Оба произведения: и повесть, и фильм пронизывает мотив подмены реальных духовных ценностей ненужными поддельными вещами. Приведу несколько показательных цитат из повести:

1. «На каждом шагу я видел изображения Пушкина. Даже возле таинственной кирпичной будочки с надписью"Огнеопасно!".

Сходство исчерпывалось бакенбардами. Размеры их варьировались произвольно. Я давно заметил: у наших художников имеются любимые объекты, где нет предела размаху и вдохновению. Это в первую очередь - борода Карла Маркса и лоб Ильича...»

2. «Не зарастет народная тропа!..» Где уж ей, бедной, зарасти. Её давно вытоптали эскадроны туристов <…> Туристы приехали отдыхать… Местком навязал им дешёвые путевки. К поэзии эти люди, в общем-то, равнодушны… Им важно ощущение — я здесь был».

3. «- Вы любите Пушкина?

Я испытал глухое раздражение.

- Люблю.

Так, думаю, и разлюбить недолго.

- А можно спросить - за что?

Я поймал на себе иронический взгляд. Очевидно,любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой».

Линия Пушкина, важная и для повести, и для фильма роднит оба «Заповедника» со стихотворением Давида Самойлова «Дом-музей»:

Заходите, пожалуйста. Это
Стол поэта. Кушетка поэта.
Книжный шкаф. Умывальник. Кровать.
Это штора — окно прикрывать.
Вот любимое кресло. Покойный
Был ценителем жизни спокойной.

Это вот безымянный портрет.
Здесь поэту четырнадцать лет.
Почему-то он сделан брюнетом.
(Все ученые спорят об этом.)
Вот позднейший портрет — удалой.
Он писал тогда оду «Долой»
И был сослан за это в Калугу.
Вот сюртук его с рваной полой —
След дуэли. Пейзаж «Под скалой».
Вот начало «Послания к другу».
Вот письмо: «Припадаю к стопам…»
Вот ответ: «Разрешаю вернуться…»
Вот поэта любимое блюдце,
А вот это любимый стакан.

Завитушки и пробы пера.
Варианты поэмы «Ура!»
И гравюра: «Врученье медали».
Повидали? Отправимся дале.

Годы странствий. Венеция. Рим.
Дневники. Замечанья. Тетрадки.
Вот блестящий ответ на нападки
И статья «Почему мы дурим».
Вы устали? Уж скоро конец.
Вот поэта лавровый венец —
Им он был удостоен в Тулузе.
Этот выцветший дагерротип —
Лысый, старенький, в бархатной блузе
Был последним. Потом он погиб.

Здесь он умер. На том канапе,
Перед тем прошептал изреченье
Непонятное: «Хочется пе…»
То ли песен. А то ли печенья?
Кто узнает, чего он хотел,
Этот старый поэт перед гробом!

Смерть поэта — последний раздел.
Не толпитесь перед гардеробом..

Здесь тоже звучит мотив отношения к писателю современников и потомков. Подлинное уважение к Пушкину, живые чувства и строки подменяется ложными фактами и ложной любовью. За мнимым вниманием равнодушие, которое страшнее забвения. За иронией слышится горечь.

P.S: вообще советую и прочитать повесть Сергея Довлатова, и посмотреть фильм Анни Матисон. Оба произведения искусства стоят внимания. Но, повесть «Заповедник» , как мне кажется, гораздо больше :)