История олимпиады PROчитай!

Читательская онлайн-олимпиада «PROчитай!» организуется Московским городским педагогическим университетом с 2016 года и в этом году стартует уже в третий раз.

Основная цель онлайн-олимпиады – актуализация читательского опыта подростков. Организаторы ставят перед собой задачу привлечь внимание читающих подростков к современной литературе, создать условия для общения читателей, живущих в самых разных уголках мира, увидеть, что читают современные подростки.

Участники олимпиады – увлеченные и вдумчивые читатели – обмениваются читательским опытом, обсуждают интересные книги, расширяют свои представления о современной литературе.

Итоги предыдущих сезонов 2016 и 2017 года показывают, насколько разнообразен круг чтения современных подростков и как важно для них общение с другими молодыми читателями.

Участниками первого сезона олимпиады стали 188 человек в возрасте 12-17 лет из 40 городов России и других стран.

В 2017 году количество участников олимпиады возросло почти в 3 раза и составило 534 участника в возрасте 11-16 лет. География второго сезона охватывала уже 55 городов.

Согласно условиям олимпиады, участники выбирали книгу из предложенного организаторами перечня, определяли наиболее важную для себя тему произведения, к которой подбирали другие книги.

За два сезона участниками были предложены произведения на самые разные темы: «взросление», «становление личности», «поиск себя и своего места в мире» и другие. Над ними они размышляли, читая произведения Дж. Сэлинджера, Э. Хемингуэя, Р. Брэдбери, Э. Ремарка, В. Крапивина а также романы и повести современных авторов – Аники Тор, М.О. Мюрай, Б. Ханики, Анны Ремез, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, Нины Дашевской – и даже нашумевший фанфик под названием «Гарри Поттер и рациональное мышление».

В первом сезоне участникам был предложен список из 15 книг классической и современной подростковой литературы, которые объединила тема «ЧИТАЙ – ДУМАЙ – ДЕЛАЙ»:

  1. Юлия Венедиктова «Армас. Зона надежды». – Росмэн, 2015.
  2. Александра Бруштейн «Дорога уходит в даль» (любое издание).
  3. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда» (любое издание).
  4. Рубен Гальего «Белое на черном». – Лимбус Пресс, 2014 (или другое издание).
  5. ФранческоД`Адамо «История Икбала». – КомпасГид, 2015.
  6. Бэл Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». – Белая ворона, 2015.
  7. Жаклин Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт». – Самокат, 2015.
  8. Харпер Ли «Убить пересмешника» (любое издание).
  9. Алан Маршалл «Я умею прыгать через лужи». – Clever/Клевер медиа групп, 2015 (или любое другое издание).
  10. Мюрай Мари-Од «Умник». – Самокат, 2015.
  11. Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» (любое издание).
  12. Роланд Смит «Пик». – Розовый жираф, 2015.
  13. Гарри Шмидт «Беда». – Розовый жираф, 2015.
  14. Тод Штрассер «Волна». – Самокат, 2014.
  15. Ая Эн «Мутангелы. Уровень Пи». – Росмэн, 2015.

В выборе участников первого сезона лидировали роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (книгу выбрали 10 участников) и повесть А. Гайдара «Тимур и его команда» (книгу выбрали 9 участников).

Во втором сезоне было решено сократить основной список до 6 книг современных авторов подростковой литературы:

  1. Франсуаза Арменьо «Носорог Витгенштейна». – М.: Ад Маргинем, 2016..
  2. Мария Грипе «Навозный жук летает в сумерках». – М.: Белая ворона, 2016.
  3. Нина Дашевская «Я не тормоз». – М.: Самокат, 2016.
  4. Беатриче Мазини «Дети в лесу». – М.: Самокат, 2016.
  5. Мария Парр «Тоня Глиммердал». – М.: Самокат, 2014.
  6. Юлия Яковлева «Дети ворона». – М.: Самокат, 2016.

Задача участников усложнилась, но благодаря тому, что книги были изданы в год проведения олимпиады и незнакомы для большинства участников, организаторам удалось расширить круг чтения конкурсантов.

Особое внимание участников второго сезона было проявлено к повести Нины Дашевской «Я не тормоз» (книгу выбрали 35 участников).

Выбор участников первого сезона показал, что подросткам удобнее работать с уже знакомыми произведениями или с теми книгами, которые легко найти в библиотеке или в интернете. Выбор конкурсантов второго сезона, напротив, означает, что больше всего подростков привлекают книги, в которых описывается современность, жизнь героя-ровесника, взаимоотношение в семье, ритм жизни – именно такие вопросы поднимали участники игры в темах по книге Нины Дашевской «Я не тормоз».

Итогом общей работы участников первого сезона стал список из 163 книг. Общий список участников второго сезона состоял из 450 произведений русской и зарубежной литературы. Особое внимание участников было проявлено к произведениям зарубежных авторов: 105 от общего количества книг в первом сезоне и 246 – во втором – переводная литература. Однако по количеству упомянутых произведений одного автора однозначно лидировали книги русской литературы. В частности, это ставшие классикой повести Владислава Крапивина (12 произведений) и книги современных авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак (9 произведений).

Количество и многообразие названных произведений разрушает стереотипы и дает иное представление о чтении современных подростков.

В третьем сезоне участников ждут новые задания и темы для обсуждения, интересные книги и яркие впечатления.