Эссе "Сравни произведения"

Сроки проекта: c 10 апреля по 20 мая

Напишите эссе (объемом 2500 – 6000 знаков), в котором сравните три книги по своему выбору (из тех, которые тебе пришлось вспомнить, прочитать в связи с участием в олимпиаде). Критерии для сравнения могут быть любые, но они должны дать Вам возможность ответить на следующие вопросы:

  • Что общего у этих книг?
  • Чем они сильнее всего различаются (жанр, главный герой, способ повествования и т. п.)?
  • Какая из них тебе больше нравится и почему?
  • Как сравнение этих книг помогает лучше понять их?
21 идея
Показывать

Как уместить в своем кармане книгу размером с целую Вселенную?

Этот проект - замечательная влзможность для любого человечка познакомиться с новой литературной, перенять от других читателей ценнейший опыт, одним словом, открыть для себя новую звёздочку или планетку. А иногда даже галлактику :)

Работая с разного рода литературой в рамках этого проекта, я несомненно открыла для себя целое "сверхскопление" таких галлактик. Сейчас я бы хотела рассказать о трёх книгах, которые стали для меня "Большим взрывом":

  • "Мальчик на вершине горы" Джона Бойна
  • "Оскар и Розовая Дама" Эрика-Эмманюэля Шмитта
  • "Жутко громко и запредельно близко" Джонатана Фоера

Все 3 книги рассказывают истории о трёх мальчиках, о героях со сложными судьбами, все из которых просто пропитаны болью, переживаниями и настоящими эмоциями.

Примечательно, что у 2ух героев совпадают имена.

Пьеро: сначала это добрый милый мальчик 6 лет, живущий беззаботной жизнью в солнечном Париже в семье француженки и немца, прошедшего Первую мировую войну; потом он - подросток, лешившийся своего счастья, и семьи, и друга, и любимого пёсика, живущий уже в домике Фюррера на вершине горы в Альпах; далее - озлобленный, жестокий 16-летний "почтимонстр" Петер, одетый в фашистскую форму и ведущий себя как настоящий арийский безжалостный солдат; в конце книги - проживший сложную жизнь человек, ракаивающийся в своих грехах и желающий исправить всё то горе, которое он своими руками причинял окружавшим его людям.

Оскар: это смертельно больной раком 10-летний мальчик, которому осталось прожить 12 дней; он неунывающий, сильный и до последнего мечтающий ребёнок.

Оскар: это мальчик 9 лет, совершено особенный, он очень умный, весёлый; у него есть папа, который безмерно любит своего сына, больного аутизмом; отец пытается сделать мир вокруг Оскара игрой, чтобы сыну было легко и интересно жить... Но терракт 11 сентября уносит жизнь близкого Оскару человека.

Эти книги схожи в том, что написаны очень простым, доступным каждому языком. Ни одна из них не остаётся непонятой. Все 3 книги рассказывают читателям о любви и дружбе, о добре и преданности, о желании жить и человечности, о злобе и ненависти, об алчности и жестокости... словом, о том, что является неотъемлимой частью нашей жизни. Эти "мессенджы" из книг есть ни что иное, как целая Вселенная смыслов, тех самых, что помогают нам, читателям, формировать себя, тех, что умещаются в компактной книге у нас в кармашке.

Различны эти истории своими деталями, которые несомненно важны в эмоциональном плане, но главное, за что я одинаково люблю все 3 эти произведения, так это за то, что, это книги, заставляют задумываться над своей жизнью, над своими поступками и словами.

Для меня сравнить эти 3 книги - значит заново их пережить, прочувствовать, а значит, снова открыть галактики.

Они и есть моя Вселенная в кармашке :)

Перечень произведений

​"Мальчик на вершине горы" Джона Бойна; "Оскар и Розовая Дама" Эрика-Эмманюэля Шмитта; "Жутко громко и запредельно близко" Джонатана Фоера

Собака так предана, что даже не веришь, что человек заслуживает такой любви!

Преданность и предательство. Внешне похожие, но совершенно разные слова. И то, и то мы испытывали, испытываем и будем испытывать всегда. Человек может «подарить» нам оба чувства. А собака только одно - преданность. Но кому же остаются преданными собаки? Многим людям или только одному, тому самому? Именно этот вопрос можно поставить перед прочтением выбранных мною книг. Все они о собаках, ищущих, или уже нашедших, но потерявших, своих людей.

Первая книга - классика советской литературы "Белый Бим Чёрное ухо". У нашего главного героя, сеттера Бима, с самого детства есть хозяин, любящий его всем сердцем и душой. Бим живёт прекрасной жизнью, полной любви и настоящего собачьего счастья - охоты, вместе с Иваном Ивановичем, но происходит страшное - хозяин пропадает. Пёс в недоумении: где он? что с ним произошло? как его найти? В поиске своего хозяина Бим встречает людей всех мастей и видов: от заядлых пьяниц до мальчиков с большими и очень добрыми сердцами. Он познаёт любовь и ненависть, сочувствие и безразличие, ужасы тёмных лесов и тепло молока. И всё это ради одной цели: "Найти хозяина". Голод, болезни, побои - очень много перечислять всего, что произошло с Бимом на пути к его лучшему другу. Кто-то скажет: "Бим - глупый пёс! Ради какого-то человека, он пошёл так далеко! Преданность его погубила!". С этими словами я не соглашусь: Бим - прекраснейший пёс, настоящий пример верности и настоящей любви, наравне с Хатико. Именно Бим смог научить меня по-настоящему любить и быть преданной.
Следующий герой моей подборки - Каштанка. Наверно, все помнят этого доброго пса из известной детской книжки. Как и в "Биме...", наша Каштанка в начале произведения теряет своего хозяина, но вместо брождения по разным хозяевам и местам, собачка быстро обретает нового друга - клоуна, назвавшего нашу героиню Тёткой и научив её цирковым трюкам. В цирке Тётке нравится - множество добрых людей и животных, хорошая еда и бескрайняя любовь, но однажды увидев своего старого хозяина, Каштанка не оглядываясь бежит к нему, не смотря на то, что он был пьяницей, да и толком за ней не следил. Собака была ему предана, верна. Она его по-настоящему любила. Для меня Каштанка стала учителем по настоящей верности.

Третье произведение написано намного позже предыдущих, но уже завоевавшее признание у читателей со всего мира. Это "Жизнь и цели собаки" Брюса Кемерона. Действие книги заключено на перерождении собаки с сохранением её мыслей и воспоминаний. Все жизни этой собаки были совершенно разными: какая короче, какая длиннее, какая счастливой, какая не очень. Все эти жизни наш главный герой искал смысл своей жизни. Поиск привёл его к конечной цели - к его лучшему другу-человеку. Пёс понял, что его цель - любить человека, быть верным ему. Бейли - имя, которое подарил ему "его мальчик", стало его настоящим именем, которое будет его преследовать всю жизнь.

Во всех трёх книгах главный герой искал своего хозяина. Искал того, кому можно быть преданным. Искал любовь со стороны "старших братьев". Искал того, кому можно отдать свою преданность и любовь. Поиск счастья для себя и хозяина не смотря на преграды, стоящие на пути. Верность собак, их искренность и любовь - вот то, что объединяет все эти книги.
Все эти книги по-разному учат любви и преданности. Бим - через призму сочувствия и нежности. Каштанка - через умение вернуться к источнику преданности не смотря ни на что. Бейли - через любовь сквозь время и многие жизни.
Все книги - это учебники по любви. И их нужно прочитать.
***

Что же могу сказать о самом конкурсе? Книги - наша жизнь, настоящая кладезь знаний и впечатлений. Книги нужно уметь понимать, и я учусь это делать. И "PROчитай" помогает это сделать. Честно скажу, раньше я никогда не пробовала самостоятельно проанализировать произведение в письменном виде, но мне кажется, что теперь эта процедура лишней не будет. Всё-таки книга - это душа её писателя, а для понятия души наших друзей, приятелей или даже врагов нужно разобраться и в книжных душах. Надеюсь, что не для меня одной "PROчитай" стал маленьким книжным домиком, который я постараюсь никогда не покидать. Желаю проекту процветания, а участникам хороших книг!

Перечень произведений

Гавриил Троепольский "Белый Бим Чёрное ухо", Антон Чехов "Каштанка", Брюс Кемерон "Жизнь и цель собаки"

История — это исследование людских ошибок. Ф. Гуэдалла

Я не представляю своей жизни без книги. Читаю при любой возможности: стою в очереди, еду куда-то, на переменах в школе, нечем заняться – читаю. Иногда слушаю аудиокниги.

Я не расстаюсь с книгой с раннего детства, благодаря своей читающей семье: мама работает учителем русского языка и литературы, старается следить за трендами и новинками в мире литературы, папа любит книги о Великой Отечественной войне. Я переняла это у родителей и горжусь этим.

Когда я думала, какие три произведения выбрать для написания этого эссе, я захотела обратиться к истории нашего государства.Вернее, к художественным произведениям русской литературы, основанным на исторических событиях.

Во время участия в олимпиаде я вспомнила как раз три произведения:

  • Л.Н.Толстой «Война и мир»,
  • А.Приставкин «Селигер Селигерович»,
  • Ю.Яковлева «Дети ворона».

Эти три произведения, абсолютно разные по своему жанру: «Война и мир» - роман-эпопея, «Селигер Селигерович» - рассказ, «Дети ворона» - сказка, но их объединяет наличие какого-то эпизода из истории России.

Итак, расскажу поподробнее.

  1. Великое произведение Л.Н.Толстого- роман-эпопея «Война и мир». Наверное, каждый второй житель РФ наслышан об этой книге, но читают её, к сожалению, немногие. Кого-то отталкивает объём, кого-то – наличие французского языка в тексте, кому-то не нравится то, что это произведение включено в школьную программу по литературе. Хотя, я думаю, что 10 класс – рановато для осознания такого произведения, но не нам решать. По-моему в чуть более старшем возрасте стоит перечитать это фундаментальное творение.. Но, почему же именно о «Войне и мире» я пишу сейчас? Да потому, что в нём Лев Николаевич замечательно отразил войны 1805-1807гг и 1812г , а также начало деятельности будущих декабристов.
  2. Рассказ Анатолия Приставкина «Селигер Селигерович» я не отнесла к подборке «Исторический сюжет», потому что не весь рассказ основан на истории, но она там присутствует незримо. Автор рассказывает о последствиях Великой Отечественной войны на озере Селигер. Он с горечью в душе рассуждает о погибших, может быть, ещё мальчишках, толком-то ничего ещё не увидевших. Настроение этого рассказа сразу же передаётся читателю.
  3. Со сказкой Юлии Яковлевой «Дети ворона» я познакомилась на этой же олимпиаде в прошлом году. В этом произведении рассказывается о судьбе детей, родители которых были репрессированы.

Моё любимое произведение из этой подборки – «Селигер Селигерович». Это произведение напомнило мне мои личные впечатления о встрече с природой и историей Селигера. Я как и автор влюбилась в Селигер с первого визита. Мне также довелось побывать на перезахоронении советских воинов, на одном из островов озера Селигер.

Словом, Анатолий Приставкин своим небольшим, но мощным рассказом «Селигер Селигерович» заставил меня задуматься о скоротечности бытия…

Сравнивания три произведения об истории, я поневоле заинтересовалась историей своей огромной Родины, узнавая все новые и новые факты, относящиеся к упоминаемым в этих произведениях событиях. Таким образом, увязывая историю и художественное произведение, я лучше понимала героев и причины их поступков, которые до того мне казались довольно странными.

Перечень произведений

Л.Н.Толстой "Война и мир"; А.Приставкин "Селигер Селигерович"; Ю.Яковлева "Дети ворона"

Что-то похожее в разном

Я довольно долго размышляла о том, о каких произведенях написать, так как книги, которые я читаю, очень разные и на первый взгляд совсем не похожи друг на друга. В итоге я остановилась на довольно необычном наборе: «Над пропастью во ржи» Д.Д. Сэлинджера, «Убить пересмешника» Харпер Ли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Это книги разных жанров, причем каждая из них очень интересна и рекомендуется мной вам для прочтения.
Эти книги повествуют о необычных, интересных и разных людях. Их судьбы тоже различны. «Над пропастью во ржи» -- книга о жизни семнадцатилетнего юноши, который размышляет о своей жизни и о жизни других людей. Где-то он шутит, где-то он врет, где-то он серьезен, однако выводы, которые он делает, показывают его взросление, отражают, как он изменился. Наблюдение за другими людьми дали ему возможность посмотреть на себя со стороны, по-новому. Роман «Убить пересмешника» рассказывает нам о маленькой девочке, которая также меняется, тоже взрослеет, но по-своему. Ее мнение о мире становится «старше», несмотря на то, что ей всего восемь лет. В романе Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» главный герой открывает глаза на других людей, меняется, преодолевает наивность. Он понимает, что поступал глупо, и становится лучше.
Во всех этих книгах главные герои пересматривают свое поведение, по-новому смотрят на свое настоящее и тем самым изменяют свое будущее. Конечно, кто-то делает это более осмысленно и основательно. Например, Монтаг меняет все, начиная со своих мыслей и заканчивая местом жительства. Он понимает, каким идиотом был, сжигая книги. Все романы рассказаны от первого лица, что помогает нам полностью понять мысли главных героев. Мне понравилось следить за развитием персонажей, за их восприятием окружающего мира.
Может быть, меняются не другие люди, а сами герои? Когда мы рассуждаем с точки зрения персонажей, то сами отвечаем на этот вопрос. Но порой понять это сразу трудно: ведь взгляд героя на мир в начале книги становится совсем другим в конце. К примеру, Джин-Луиза из романа «Убить пересмешника» сначала боится Страшилу, однако потом, когда он спасает ей жизнь, понимает, насколько она ошибалась.
Важны ли второстепенные персонажи? Да, важны. Порой они дают героям толчок к взрослению. Холден Холфилд, герой Джерома Сэлинджера из романа «Над пропастью во ржи», после встречи с младшей сестрой принимает важные решения. Когда он познакомился с монашками и пообщался с ними, он пожертвовал денег, хотя ему самому не помешали бы лишние несколько долларов.
Замечает ли сам главный герой свое взросление? Не всегда, но почти всегда это замечают другие. Обращайте внимание на второстепенных персонажей: поменяли ли они свое отношение к главному действующему лицу? Порой, обращая внимание на такие мелочи, ты сам становишься более внимательным к другим в реальной жизни, замечаешь, как меняешься ты.
Однако эти три книги во многом различны. После каждой из них я сделала разные выводы. Но все же я решила сравнить именно эти романы, потому что герои в них становятся другими, становятся непохожими на себя в прошлом. Это объединяет три книги.
Лично мне всегда интересно наблюдать именно за ростом людей в тех или иных историях, в тех или иных положениях. Это действительно увлекательно. Это помогает осуществить такой же, а то и больший рост над собой. Учит наблюдать за людьми вокруг нас. Делает из человека личность.


Перечень произведений

«Над пропастью во ржи» Д.Д. Сэлинджера, «Убить пересмешника» Харпер Ли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери

Три ключа к истории

Каждая из трех выбранных мною книг попала ко мне в руки в разное время: «Детскую книгу для мальчиков» я открыла зимой 2016 года, «Дневник Анны Франк»- в июле 2017, а «Книжного вора» дочитала вчера ночью. Сейчас я не могу сказать, что какая-то из книг нравится мне больше. Конечно, впечатления от "Книжного вора" острее, потому что я недавно попрощалась с его героями, но вернулись теплые воспоминания о двух других книгах, которые тронули меня не меньше, чем роман Зусака.

Вам может показаться, что выбор этих книг хаотичен и никак не складывается в логическую цепочку. Но если чуть-чуть присмотреться, слегка приоткрыть обложку из книг, заглянуть в их сюжет, то, наверное, можно увидеть золотые, чуть потемневшие от пыли нити, которые любовно вплетены в корешки этих книг.

Первая нить – историческая основа, которую имеет каждая книга. В «Детской книге для мальчиков» - это Первая мировая война и Смутное время в истории России (наверняка возник вопрос: как соединились эти две непохожие и далекие друга от друга эпохи?), В «Дневнике Анны Франк» - это Вторая мировая война и оккупация Нидерландов, а в «Книжном воре» в центре внимания тоже Вторая мировая и жизнь мирных немцев. Наверное, мне стоит уделить одной книге чуть больше времени. «Дневник Анны Франк» - это подлинный исторический документ, признанный объектом реестра «Памяти мира» ЮНЕСКО, который поначалу был всего лишь дневником девочки по имени Анна.

Следующая нить, которая связывает три книги, - это их герои. В каждом произведении главный герой – подросток, вовлеченный в мировую историю. Он не просто ее заложник, но и участник, творец и даже, как в «Детской книге для мальчиков», - ее отважный защитник, которому поручена миссия – спасти мир от Зла. Герои оказываются один на один с испытаниями и пытаются им противостоять. Они показывают стойкость и внутреннюю силу. Мир вокруг них враждебен и опасен, но это не мешает им жить и чувствовать, верить и любить вопреки несчастьям.

Обратимся к произведениям.

«Детская книга для мальчиков» - книга, к которой я поначалу отнеслась с недоверием. Вглядитесь в название – «Детская…». «- Что ж, ясное дело, она детская, зачем мне ее читать?» - так думала я, когда впервые увидела обложку. Но стоило мне погрузиться в сюжет книг, как мое предубеждение исчезло: книга не годится для маленьких детей. Ведь для того, чтобы увидеть замысел книги, а самое главное, понять, что стоит за жанром «детская книга», нужно хорошо разбираться в истории Смутного времени и хотя бы кое-что знать о Первой мировой войне. Именно в эти эпохи попадает главный герой книги – Ластик Фандорин, для того чтобы выполнить миссию Ван Дорна, специалиста в исторических и физических науках.

От других книг произведение Акунина больше всего отличает то, что оно кроме исторической основы, имеет в равной степени и фантастическую, мифологическую основы. Эрасту предстоит найти затерянное в двух эпохах Райское Яблоко- Плод, который контролирует баланс Добра и Зла во всём мире. Он соотносится с библейским Запретным Плодом, который сорвала Ева. И я понимаю, что Акунин в «Детской книге…»фактически творит свой миф о жизни человечества, о добре и зле.

Эрастик Фандорин наследует от своего знаменитого прадедушки не только имя, но и качества, необходимые для выполнения великой миссии: любознательность, смелость, великодушие, сообразительность и удачливость. Это делает его «Самой Важной Персоной на свете» не только в собственных глазах, но и в глазах Ван Дорна, который хочет ни много ни мало – убавить количество мирового зла на 64 карата. Для этого мальчик и отправляется в путешествие: сначала попадает в Россию времен начала Первой мировой войны и, не сумев перехватить Яблоко в этой эпохе, попадает через хронодыру в 13 апреля 1605 года, в разгар Смутного времени. Пока Ластик пытается отыскать заветное Яблоко в Средневековье, он не только слышит речь людей семнадцатого века, но и видит черты их быта: одежду, жилище, еду и, самое главное, вживую знакомится с настоящими историческими личностями: Годуновым, Лжедмитрием, Мариной Мнишек. Конечно, Акунин вольно интерпретирует историю и фантастично изображает исторических деятелей и их характеры. Автор не воспроизводит точно исторические события для того, чтобы внимательномучитателю было интересно искать у Акунина отхождения от реальной истории. А еще в книге соединяются жанры не только исторического и приключенческого романа, но и фантастики, фэнтези, альтернативной истории. И поэтому, глядя на эту книгу Акунина, я мысленно спрашиваю себя: такая уж ли это «детская книга»?

В отличие от произведения Акунина, «Книжный вор» и «Дневник Анны Франк» имеют подлинную историческую основу. Конечно, у этих книг существуют различия. Читая «Дневник…», я прикасаюсь к судьбе реальной девочки, проведшей с семьей два года в убежище и создавшей там свои записи. Открыв книгу Зусака, я погрузилась в искренний, трогательный роман, в историю Лизель, которая по велению судьбы попала в семью приемных родителей и застала страшные 1942-1943 в Молькинге.

И Лизель, и Анна – подростки, чье детство опалено войной. На первый взгляд у героини Зусака –немецкой девочки больше шансов уцелеть, чем у еврейки Анны, даже несмотря на то что Лизель – дочь коммунистов. Но война, смерть одинаково безжалостны ко всем людям.

И в «Дневнике Анны Франк», и в «Книжном воре» остро звучит вопрос гонений евреев. Конечно, ведь Анна, еврейская девочка, – жертва притеснений и унижений, что обрушились на ее семью, а Маркус Зусак – сын женщины, которая жила в годы войны в немецком городке и видела, как по улицам проходили сотни изнеможенных евреев.

Обе книги объединяет мотив смерти, что шагает за героинями по пятам. Если в «Дневнике Анны Франк» его дыхание чувствуется не сразу, наверное, только ближе к середине дневника, когда девочка делится с бумагой тревогами о том, что в убежище начинает заканчиваться еда, а в Нидерландах учащаются бомбежки, то в «Книжном воре» дыхание смерти обожгло меня еще на первых страницах: на все происходящее взирает Смерть, и именно от ее лица ведется повествование в романе. Конечно, такой авторский прием роднит «Книжного вора» с фантастикой, а значит, и с «Детской книгой для мальчиков», но я, пока читала книгу, воспринимала ее как реальную историю. Вместе с девочкой я училась читать, рисуя непонятные буквы и слова на стене подвала, вместе с ней слушала, как играет Ганс Хуберманн на аккордеоне, сражалась с мальчишками в футболе, дружила с Руди Штайнером и, конечно, тайно воровала книги: сначала у ледяного покрова снега, потом у языков пламени.

За судьбой Анны я следила так же пристально, как за жизнью книжной воришки и, прочитав ее дневник Франк, я стала не только свидетелем нелегкой жизни ее семьи в убежище, но и проследила путь становления девочки как личности. Вместе с ней я терпела лишения, переживала из-за разногласий с родителями, боялась бомбардировок и любила.

Прочитав «Книжного вора» и «Дневник Анны Франк», я открыла истории двух мужественных девочек, которые чувствовали, мечтали и радовались жизни вопреки войне и дыханию смерти.

Я не случайно выбрала заголовок моего эссе – «Три ключа к истории». Действительно, книги стали проводниками для меня в поток мировой истории и истории моей страны. Читая «Детскую книгу для мальчиков», я по-новому смотрела на события Смутного времени и Первой мировой войны, сравнивая настоящую историю и интерпретацию Акунина. А сейчас я могу с точностью сказать, что хорошо знаю историю Смутного времени во многом благодаря произведению Акунина.

Перед тем, как закачать «Дневник Анны Франк» в электронную книгу, я прочитала о гонениях на евреев во время Второй мировой, посмотрела документальные фильмы о концлагерях, а вчера перелистнув последнюю страницу «Книжного вора», я вновь увидела обратную сторону войны – жертвы невинных людей, поломанные судьбы, детство с привкусом горечи, гари и слез, а еще поняла, что жизнь мирного немецкого народа в годы войны была столь же тяжелой и трагичной, как и жизнь людей в тех странах, которые завоевывали или пытались завоевать фашисты.

Три книги. Три судьбы, через которые яснее представляется история. Три подростка, которые не дрогнули, оказавшись наедине с мировой историей.

P.S: не знаю, насколько сравнение этих книг помогло мне их лучше понять, но одно я знаю точно: сейчас я посмотрела на знакомые мне произведения под другим углом зрения. Еще недавно я бы не поставила книгу Акунина в ряд с "Книжным вором" и "Дневником...", но теперь это не кажется мне странным, потому что я нашла точки соприкосновения в этих произведениях. Неожиданно для себя я заметила много общего между "Дневником..." и романом Зусака, хотя перед тем, как сесть писать эссе , не думала, что такое возможно, так как на первый вгзляд между дневником и оригинальным художественным произведением мало общего.

Для меня сравнение книг - это способ критично посмотреть на прочитанные произведения и еще раз погрузиться в их художественный мир, продлить свое общение с героями и их авторами.

Перечень произведений

Борис Акунин "Детская книга для мальчиков", А. Франк "Дневник Анны Франк", М.Зусак "Книжный вор".

Правда о войне

Сейчас, перед Днем Победы, мне захотелось рассказать о книгах про Великую Отечественную войну. Эти книги я прочитала благодаря тому, что их предложили другие участники нашей Олимпиады в разные подборки.

Книги эти объединяет тема войны и тема героизма на войне. А отличаются они тем, что были написаны в разное время: в военное, послевоенное и более 30 лет после войны. А это как раз очень значимое различие, потому что оно целиком определяет идею произведения. А я хочу поговорить об уровне правды о войне в этих произведениях.

Первое произведение – поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Прекрасная поэма о солдате. Таком солдате, который будет воевать в поэтическом строю вместе с реальными бойцами. Да, вся страна жила под лозунгом: «Убей врага!» , поэтому поэма – отклик на трагические события войны. Но никому еще не было известно той цены, которой будет оплачена Победа. Твардовский не ставит вопросов о причинах войны. Он поднимает дух советского солдата в жестокое кровавое время. Он создает поэтическую энциклопедию солдатской жизни на войне. В мало располагающих к творчеству условиях была создана эта замечательная поэма, которая не потускнела со временем. Потому что в ней изображена правда о войне, какой ее видели во время войны.

Второе произведение относится к периоду 50-х годов, это рассказ М.Шолохова «Судьба человека». Рассказ трогательный и правдивый. Но я прочитала отзыв о нем участника Новиковой Елизаветы, которая сказала о том. что рассказ утаил правду о том, куда попадали ВСЕ бывшие военнопленные. А ведь это действительно так. Я абсолютно согласна с этим мнением. Но попыталась разобраться, почему же так. Этот рассказ был напечатан в такое тяжелое для военной литературы время, когда Сталин не жаловал победителей и поэтому во время 50 –х в литературе и царят триумфальные произведения, о том, как все хорошо закончилось и какие мы молодцы. Сталин даже День Победы отменил, для него куда важнее было, чтобы в мыслях своих фронтовики реже обращались к войне, чтобы для этого поменьше было поводов. Произведения о войне были объявлены неактуальными, потому что мешали новым идеям стройки и восстановления страны и изгонялись со страниц литературных журналов. Поэтому Шолохов это скрыл. Не потому что не знал или не хотел сказать, а потому что написал рассказ – совершенную правду о войне, а кто знает, тот догадается. Обо всем. Шолохов сделал акцент на нравственности и героизме Соколова, на его душевных качествах. Чтобы рассказать. Чтобы напечатать. И его нельзя за это осудить.

Настоящая правда о войне писалась в 60-80 годы, когда в литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «лейтенантской прозой». Этих писателей крепко били. Били за то, что они сузили масштаб изображения войны дот размеров «пяди земли», батареи, окопа, леска… Их долго не печатали за «дегероизацию» событий. Такое произведение я прочитала благодаря опять же Новиковой Елизавете, которая добавила его в список. Это Константин Воробьев, повесть «Убиты под Москвой» », написанная в 1963 году, а напечатанная лишь в 80-е. Название повести - точное, краткое, вызывает вопрос: кем? Оказывается, здесь автор ставит важную проблему убийства своих своими же. Константин Воробьев в повести очень глубоко и трагично показал весь ужас предательства своих мальчишек. Автор действительно тяжело переживает вместе со своими героями драматические события, а он описывает именно самое начало войны, ее самый горький, во многом еще непредсказуемый и определяющий для всей будущей четырехлетней трагической эпопеи этап – оборону и сражение за Москву. К. Воробьев, сам непосредственный участник описываемых событий, с большим психологическим мастерством рисует образы командиров и рядовых, показывая при этом слабость одних (капитан Рюмин), а также процесс становления и мужания других (Алексей Ястребов) в самых тяжелых условиях.

Одним из существенных мотивов, раскрывающих философию войны, становится мотив смерти, ожидаемой повсюду. Прежде всего, он присутствует в названии. Гибелью заканчивается для многих кремлевских курсантов участие в сражениях под Москвой. Автор показывает, что специально обученные курсанты - военные совершенно не готовы к военным испытаниям, потому что воспринимают войну, как игру, героизм и неминуемую победу. А неминуемой победы не бывает, и спустя годы после войны автор может проанализировать причины случившегося. Страна совершенно не подготовлена к войне, из-за излишней самоуверенности руководства…

Как бы ни отличались друг от друга лучшие книги о войне, одно объединяло их без исключения: твердое убеждение, что эту кровавую, ужасную войну выиграл не Сталин, как бы его ни превозносили в свое время, не группа талантливых полководцев, как бы велики ни были их заслуги, а народ. По-разному освещая события военных лет, писатели каждый по-своему исследуют проблему человека. Мне кажется, что тема человечности – главная из военных тем. Ведь это так важно, чтобы даже среди жестокости и крови человек оставался человеком.

Перечень произведений

А.Твардовский "Василий Теркин", М. Шолохов "Судьба человека", К. Воробьев "Убиты под Москвой"

Время всегда хорошее

Я выбрала для сравнения следующие книги:

  1. «Время всегда хорошее». Авторы: А. Жвалевский, Е. Пастернак.
  2. «Были 90-х. Как мы выживали» (2 тома). Автор-составитель: А. Маринина.
  3. «Движение вверх». Автор: С. Белов.

У этих книг много общего, но много и различий. Например, все они написаны в разных жанрах («1» - это современная подростковая проза с элементами фантастики; «2» состоит из отдельных рассказов реально существующих людей; «3» - автобиография). В «1» двое главных героев-подростка; в «3» главный герой – это опытный человек, который рассказывает о своей жизни, будучи уже «в возрасте»; во «2» вообще нет главного героя. Повествование во всех книгах ведется от первого лица. Самое важное сходство заключается в том, что существует мысль, объединяющая эти 3 произведения. Название книги «1» - «Время всегда хорошее» - это та тема, которая так или иначе затрагивается в них. И поэтому свое эссе я решила посвятить этому и назвать его также.

Каждый человек живет в определенном историческом промежутке времени. И он, как правило, любит то время, в котором живет. И это правильно, ведь он другого времени не знает, да и не может узнать (при условии, что он не живет на рубеже эпох). Никто из нас никогда не попадал ни в прошлое, ни в будущее. Однако, все мы фантазировали о том, как хорошо было бы жить в другом эпохе. Но только представьте себе, каково это – вдруг оказаться не в своем времени! Все будет казаться Вам странным: люди и их жизнь, речь, быт, занятия и увлечения. О прошлом мы можем узнать лишь из книг, и о нем всегда интересно читать. Но порой даже вдумываться не хочется – как там можно было жить, кем быть, что делать?.. Точно такие же вопросы возникают у меня , когда я думаю о будущем, ведь оно так же далеко от нас, как и прошлое. Будь я на месте главных героев книги А. Жвалевского и Е. Пастернак (девочки Оли, моей современницы, или мальчика Вити, родное время которого – 80-е гг. прошлого века), которые поменялись местами и эпохами, я бы, наверное, не выжила. А вот они справились со всеми трудностями, нашли новых друзей, да еще и помогли им! И совсем не имеет значения тот факт, где помогать: в мире без гаджетов и техники, но зато полном живого общения, или сегодня, когда Интернет стирает все границы и открывает перед нами массу возможностей.

Как было написано выше, о многих событиях прошлого можно узнать лишь из книг и чьих-нибудь рассказов. Я, например, не застала период лихих 90-х, но часто о нем слышала. Поэтому и решила прочитать книгу А. Марининой об этом. Благодаря этой книге я поняла, что то, каким будет время, зависит от самих людей, а точнее от их действий. Каждый человек, написавший свою историю, пережил это время. Люди выстояли, окрепли, несмотря на все трудности. И при этом большинство из них вспоминают 90-е гг. с любовью и ностальгией.

В автобиографической книге С. Белова рассказывается не только о жизни самого спортсмена, не только о баскетболе, но и о целой эпохе, в которую он жил. Человек, проживший долгую жизнь, молодость которого пришлась на послевоенные годы, выстоял после распада страны, нашел себя в педагогической деятельности. Он воспитал новое поколение спортсменов. Он беспрестанно оценивал слабые и сильные стороны советского и российского баскетбола. С. Белов написал о том, что у каждого времени есть свои плюсы и минусы, и нужно максимально использовать их для достижения благих целей. Например, для спортивных побед.

Все эти книги мне очень понравились, запали вмою «читательскую» душу. Всем советую прочитать!

Как говорится, все познается в сравнении. Только сравнивая эти, казалось бы, совершенно разные книги, можно понять их смысл, заметить их схожесть. Они дали ответ на вечный вопрос: «Когда же все таки трава была зеленее, небо голубее, деревья выше, а жизнь лучше?» Ответ прост: «Время всегда хорошее!»

Поэтому, дорогие друзья, цените достижения цивилизации, которыми мы сейчас пользуемся (например, электронными книгами) и время, в котором живете! Ведь второго шанса у Вас уже не будет.

Перечень произведений

«Время всегда хорошее». Авторы: А. Жвалевский, Е. Пастернак; «Были 90-х. Как мы выживали» (2 тома). Автор-составитель: А. Маринина.; «Движение вверх». Автор: С. Белов.

" От сердца к сердцу алой нитью ..."

"Руки должны оставаться чистыми, голова - холодной, а сердце - горячим"

"Шоколад" Дж. Харрис,

" Моя жена - ведьма" А. Белянин,

" Чёрный корсар" Э. Сальгари

За время олимпиады эти книги стали для меня действительно любимыми, поэтому, когда пришлось выбирать 3 произведения в голову пришли именно они. А вот как их сравнить долго оставалось для меня загадкой, ведь на первый взгляд, ничего общего у них нет.

Книги написаны русским, итальянцем и француженкой, представителями абсолютно разных менталитетов и взглядов.

Россия - страна бескрайних просторов, широких полей и быстрых рек, подарившая миру немало великих мыслителей, учёных, поэтов, писателей, музыкантов и художников. Именно здесь, из-под пера замечательного фантаста Андрея Белянина вышла увлекательная, но малоизвестная книга " Моя жена - ведьма". Сюжет достаточно прост, но при этом очень поэтичен. Основывается он на истории любви питерского поэта Сергея и запорожской ведьмы Наташи. Однажды Сергей сжигает клочок волос возлюбленной, из-за чего она исчезает, а несчастный супруг пускается в удивительное путешествие по тёмным мирам с целью найти жену.

О чём вы думаете, когда слышите слово: «Франция»?

Наверняка вспоминается свежий запах прованских трав, Эйфелева башня, кофе с круассаном и приятные звуки марсельского шансона. Такими же запахами эмоциями и чувствами пропитана, пожалуй, самая вкусная книга, которую я читала – «Шоколад». Главная героиня, проведя большую часть жизни в странствиях, мечтает остепенится, открыть своё дело и жить долго и счастливо рядом с горячо любимой дочерью. Выбор девушки падает на небольшой городок на севере Франции, где она открывает шоколадную лавку и собирается дать последний бой страху, мешавшему их с дочкою счастью.

«Чёрный корсар» - истинно итальянское произведение: честь, доблесть, благородство и ужасная, губящая душу, месть. Месть герцогу за все те беды и горести, что он принёс в мир, месть его ни в чём неповинной дочери, любовь к которой сломала жизнь молодого морехода, месть в жертву которой нужно принести себя, своё счастье, свои чувства.

Вы, вероятно, хотите узнать: "Какая из книг мне нравится больше?" однако, как я уже сказала эти книги передо мной равны и люблю я их всех одинаково.

Думаю, вы заметили, какое слово было в каждом абзаце моего эссе. Это слово – «Любовь». Именно любовь стала двигателем сюжета во всех трёх произведениях. Чистая и невинная, жестокая и светлая, взаимная и безответная, материнская, сыновья или равная, братская.

И в моём весеннем эссе я хочу лишь ещё раз вспомнить это чувство, знакомое каждому с детства, ведь именно весной сильнее всего хочется верить, надеяться и любить.

Перечень произведений

"Шоколад" Дж. Харрис, " Моя жена - ведьма" А. Белянин, " Чёрный корсар" Э. Сальгари

"...На жизнь у каждого имеется свой взгляд..."

Участвуя в Олимпиаде уже второй раз, не могу не согласиться – в этот раз форма мне понравилась намного больше. Пришлось поломать голову, в какую же из тем предложить прочитанную книгу. И, бывало обидно, что пока раздумывала – кто-то уже предлагал мою книгу. Хотя это, конечно здорово, что мы мыслим одинаково и предлагаем одинаковые книги.

Самый сложный для меня этап наступил, когда нужно было писать эссе. Долго и мучительно перебирала темы, книги, авторов. И вот, наконец-то поняла, что больше всего меня удивили, зацепили книги из темы «Меняющийся нарратор». Раньше я такого слова даже и не слышала, а когда погуглила и поняла, в чем суть, появился даже азарт: найти и прочитать побольше таких книг. Из 55 предложенных участниками книг, пока мне удалось прочитать (перечитать) далеко не все (и это замечательно!). И вот три книги, которые я взяла для сравнения:

  • «Машка как символ веры» С.Варфоломеева
  • «Всё из-за мистера Террапта» Р. Буйе
  • «Чудо» Р. Паласио

Почему я выбрала именно их? Ну, во-первых, все три есть у меня дома!

А если серьёзно, то потому, что все три книги позволяют заглянуть в душу другого человека. Ведь живёшь со своими мыслями об одноклассниках, учителях, родителях -думаешь по-своему, даже книги и фильмы воспринимаешь по-особенному. Ведёшь диалог с самим собой. А в этих трёх книгах показано, как разные герои видят одного и того же человека, или одну и ту же проблему совершенно по-разному. Во всех трех книгах общее то, что они показывают отношения в семьях и в школах. В «Машке…» наша семья, русская. Заболела самая младшая в семье – Машка. Казалось общее горе, все объединились. А автор взяла и показала, как себя ведёт и что думает внутри себя каждый член семьи о других. И странным образом понятнее стали обиды, копившиеся в семье. И семья стала дружнее, действительно сплотилась.

Две другие книги тоже, в первую очередь об отношениях с родителями, братьями, сестрами. Но и отношения с одноклассниками не менее важны. В «Чуде» Август, подросток с редким заболеванием впервые идет в обычную школу. И если бы был один рассказчик (нарратор), то мы, читатели, и увидели бы одну сторону. Но мы увидели историю и глазами Августа, и глазами его одноклассников, и глазами Оливии, старшей сестры. Так же и в книге «Всё из-за мистера Террапта» - у каждого из класса есть своя история: у Анны с мамой, у Джеффери с братом, у Алексии с родителями…да у каждого. Поэтому все разные, по-разному себя ведут. Боятся дружить, открыто выражать свои мысли. И каждый ведь внутри-то совсем не плохой. Даже противная Лекси. В класс приходит новый учитель – мистер Террапт. И всё в классе начинает меняться. И вот смена нарратора, здорово помогает разобраться в каждом герое.

Я теперь частенько применяю этот приём – посмотрю фильм, и пытаюсь посмотреть на ситуацию глазами злодея, ну, или того, кто не вызывает симпатию. Интересно, кстати…

Да, в названии использовала строки стихотворения Екатерины Муромец-Хетчиковой.

Перечень произведений

«Машка как символ веры» С.Варфоломеева «Всё из-за мистера Террапта» Р. Буйе «Чудо» Р. Паласио

Поиски себя

В данном эссе я хочу привести в пример три книги, которые повествуют о поиске себя и стремлении к своей мечте. Они о детях, у которых была цель, достигнутая или не достигнутая, но она была и герои этих книг ею жили.


Первая повествует о девочке Сузи, которая потеряла любимую подругу на дне океана. Все вокруг не хотят вникаться в подробности проблемы, по которой утонула Фрэнни. Это просто случилось, она просто взяла и погибла. Но Сузи решает разобраться и найти виновника гибели. И находит медузу ируканджи, яд которой вполне мог привести к таким последствиям.На протяжении всей книги героиня пытается доказать всем, что ничего не случается "просто так". Да, я говорю именно про книгу Али Бенджамин ,,Доклад о медузах", пронизанной как тоской и воспоминаниями главной героини, так и стремлением добиться своей цели не смотря ни на что.


Вторая книга рассказывает нам о не менее интересной девочке по имени Кэлпурния, судьба которой, по мнению её родителей, не выходит за рамки домоводства, хотя сама героиня стремится познать науку. Конечно же, речь идёт о потрясающей книге Жаклин Келли "Эволюция Кэлпурнии Тейт".


В последней книге рассказ ведётся от лица мальчика, который мечтал об известности, пробуя себя и в пении, и в рисовании, и в танцах, но к сожалению всё это не принесло ему никаких хороших результатов. Главный герой так и не нашёл бы своё призвание, если бы не его новый друг Фуня, который открыл ему увлекательный мир науки. Рассказ пойдёт о произведении Генриха Книжника "Ты любишь науку или нет?".


Хотя все эти книги объеденены одной темой, некоторые детали, помимо сюжета и атмосферы, у них различны.


"Эволюция Кэлпурнии Тейт" - книга очень добрая и тёплая, с яркими, запоминающимися персонажами и незабываемым сюжетом. Прежде всего она учит не отступать от своих целей, ведь главная героиня, несмотря на давление родных, не бросила заниматься любимим делом. Не обошлось здесь и без поддержки со стороны дедушки, который помогал внучке делать собственные открытия.


Книга Али Бенджамин вызывает несколько другие чувства, такие как грусть и даже одиночество. Между тем, мы можем задуматься о том, что привыкли жить, не замечая простых, но прекрасных вещей. "Доклад о медузах" раскроет глаза и научит воспринимать обыденные вещи так, как видит его главная героиня.


Третья книга - "Ты любишь науку или нет?" о поиске себя, о стремлении к знаниям и о том, что на самом деле большая известность не так важна, как увлечённость и любовь к тому, что ты делаешь. В данной истории главный герой вдохновляется своим другом Фуней, который часто упрекает мальчика в том, что тот не любит науку, заставляя всё больше и больше углубляться в её изучение.


Все эти истории отличаются, но вместе с тем дополняют друг друга, они говорят о том что если поставить перед собой цель и идти к ней , не бращая внимания ни на какие преграды, вы обязательно её добьётесь, главное ничего не бояться.




Перечень произведений

Али Бенджамин «Доклад о медузах»; Жаклин Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт»; Генрих Книжник «Ты любишь науку или нет?»