Эссе "Сравни произведения"

Сроки проекта: c 10 апреля по 20 мая

Напишите эссе (объемом 2500 – 6000 знаков), в котором сравните три книги по своему выбору (из тех, которые тебе пришлось вспомнить, прочитать в связи с участием в олимпиаде). Критерии для сравнения могут быть любые, но они должны дать Вам возможность ответить на следующие вопросы:

  • Что общего у этих книг?
  • Чем они сильнее всего различаются (жанр, главный герой, способ повествования и т. п.)?
  • Какая из них тебе больше нравится и почему?
  • Как сравнение этих книг помогает лучше понять их?

"...На жизнь у каждого имеется свой взгляд..."

Участвуя в Олимпиаде уже второй раз, не могу не согласиться – в этот раз форма мне понравилась намного больше. Пришлось поломать голову, в какую же из тем предложить прочитанную книгу. И, бывало обидно, что пока раздумывала – кто-то уже предлагал мою книгу. Хотя это, конечно здорово, что мы мыслим одинаково и предлагаем одинаковые книги.

Самый сложный для меня этап наступил, когда нужно было писать эссе. Долго и мучительно перебирала темы, книги, авторов. И вот, наконец-то поняла, что больше всего меня удивили, зацепили книги из темы «Меняющийся нарратор». Раньше я такого слова даже и не слышала, а когда погуглила и поняла, в чем суть, появился даже азарт: найти и прочитать побольше таких книг. Из 55 предложенных участниками книг, пока мне удалось прочитать (перечитать) далеко не все (и это замечательно!). И вот три книги, которые я взяла для сравнения:

  • «Машка как символ веры» С.Варфоломеева
  • «Всё из-за мистера Террапта» Р. Буйе
  • «Чудо» Р. Паласио

Почему я выбрала именно их? Ну, во-первых, все три есть у меня дома!

А если серьёзно, то потому, что все три книги позволяют заглянуть в душу другого человека. Ведь живёшь со своими мыслями об одноклассниках, учителях, родителях -думаешь по-своему, даже книги и фильмы воспринимаешь по-особенному. Ведёшь диалог с самим собой. А в этих трёх книгах показано, как разные герои видят одного и того же человека, или одну и ту же проблему совершенно по-разному. Во всех трех книгах общее то, что они показывают отношения в семьях и в школах. В «Машке…» наша семья, русская. Заболела самая младшая в семье – Машка. Казалось общее горе, все объединились. А автор взяла и показала, как себя ведёт и что думает внутри себя каждый член семьи о других. И странным образом понятнее стали обиды, копившиеся в семье. И семья стала дружнее, действительно сплотилась.

Две другие книги тоже, в первую очередь об отношениях с родителями, братьями, сестрами. Но и отношения с одноклассниками не менее важны. В «Чуде» Август, подросток с редким заболеванием впервые идет в обычную школу. И если бы был один рассказчик (нарратор), то мы, читатели, и увидели бы одну сторону. Но мы увидели историю и глазами Августа, и глазами его одноклассников, и глазами Оливии, старшей сестры. Так же и в книге «Всё из-за мистера Террапта» - у каждого из класса есть своя история: у Анны с мамой, у Джеффери с братом, у Алексии с родителями…да у каждого. Поэтому все разные, по-разному себя ведут. Боятся дружить, открыто выражать свои мысли. И каждый ведь внутри-то совсем не плохой. Даже противная Лекси. В класс приходит новый учитель – мистер Террапт. И всё в классе начинает меняться. И вот смена нарратора, здорово помогает разобраться в каждом герое.

Я теперь частенько применяю этот приём – посмотрю фильм, и пытаюсь посмотреть на ситуацию глазами злодея, ну, или того, кто не вызывает симпатию. Интересно, кстати…

Да, в названии использовала строки стихотворения Екатерины Муромец-Хетчиковой.

Перечень произведений

«Машка как символ веры» С.Варфоломеева «Всё из-за мистера Террапта» Р. Буйе «Чудо» Р. Паласио