Тысячеликий герой

Сроки проекта: c 15 марта по 31 мая

В прошлом веке исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл создал теорию о пути тысячеликого героя, согласно которой герои огромного количества мифов, сказок и прочих текстов проходят через один и тот же путь.

Эта теория была тепло принята сценаристами и писателями, которые упростили ее до нескольких конкретных шагов героя:

  • Реальность (обыденная жизнь)
  • Вызов (появление знаков о возможном приключении)
  • Отказ (герой не согласен на приключения)
  • Появление наставника (кто-то дает ему совет)
  • Порог (переход из реальности в приключение)
  • Знакомство с союзниками и “драконами” (друзья и враги)
  • Точка “смерти” (сложный переломный момент)
  • Подарок судьбы (награда за прохождение переломного момента)
  • Испытание
  • Возвращение (возврат к реальности)
  • Мастерство (закрепление опыта от приключения)
  • История силы (передача своего опыта)

Вспомните литературное произведение, которое, на Ваш взгляд, соответствует такому пути героя. Укажите автора и название произведения, попробуйте описать шаги этого героя

25 идей
Показывать

"Двенадцать стульев", Илья Ильф и Евгений Петров.

Давайте посмотрим, как плутовской советский сатирический роман, где второй герой занял ведущее место неожиданно для самих авторов, использует мономиф.

Реальность (обыденная жизнь): нравы и обычаи города N, быт и работа Ипполита Матвеевича Воробьянинова, регистратора ЗАГСа, до революции - предводителя уездного дворянства.

"Никто не тревожил стол регистрации смертей и браков"

Вызов (появление знаков о возможном приключении): дурной сон тёщи Клавдии Ивановны; расспросы "Нимфы" и Безенчука; собственно, сам зов приключений:

"Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

– В сиденье стула я зашила свои брильянты"

Отказ (герой не согласен на приключения): отказ Ипполита Матвеевича растянут в нарративе. Хотя само решение он принимает достаточно легко, лишь один раз ругает тёщу за столь оригинальную идею, зато потом постоянно скатывается в уныние и пораженчество.

Откликается на зов:

"Ипполит Матвеевич вынул из тещиной шкатулки найденный им накануне список драгоценностей, пересчитал все наличные деньги, запер квартиру, спрятал ключи в задний карман, сел в ускоренный № 7 и уехал в Старгород"

В лирическом отступлении Ильф и Петров как бы подчёркивают характерный для мифопоэтики переход границы:

"С той минуты, когда гражданин вступает в полосу отчуждения, которую он по-дилетантски называет вокзалом или станцией, жизнь его резко меняется"

Появление наставника (кто-то дает ему совет):

"В конце концов без помощника трудно, – подумал Ипполит Матвеевич, – а жулик он, кажется, большой. Такой может быть полезен"

Берите выше, у Воробьянинова появляется целый ментор-трикстер. Но ровно с этого момента мономиф пошёл-поехал по кривой.
Мессианские мотивы в фигуре Остапа Бендера отмечены литературоведами неоднократно. Обратим ваше внимание только на то, что с первой же беседы он указывает на роковой недостаток Ипполита Матвеевича:

"Вы пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо"

Недостаток, от которого тот так никогда и не избавится:

"И друзья, мечтая о том, что они купят, когда станут богачами, вышли из Пассанаура. Ипполит Матвеевич живо воображал себе покупку новых носков и отъезд за границу. Мечты Остапа были обширнее. Его проекты были грандиозны: не то заграждение Голубого Нила плотиной, не то открытие игорного особняка в Риге с филиалами во всех лимитрофах"

Наставник помогает герою обрести тайное обличье, необходимое для безопасного путешествия в ином мире; попытка самого героя провальна, ведь он не владеет тайными знаниями:

"– Но ведь мне аптекарь говорил, что это будет радикально черный цвет. Не смывается ни холодной, ни горячей водой, ни мыльной пеной, ни керосином… Контрабандный товар.

– Контрабандный? Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице. Покажите флакон… И потом посмотрите. Вы читали это?

– Читал.

– А вот это – маленькими буквами?"

и даёт новое имя - Киса.

Порог (переход из реальности в приключение):

Хотя обыденный мир покинут ранее, по-настоящему охота за стульями начинается здесь, когда сворачивает со своего обыденного пути, где у него был выбор между карьерой многоженца и художника, Остап Бендер

"В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке, восторженно вскрикивал:

– Лед тронулся, господа присяжные заседатели! Лед тронулся"

Знакомство с союзниками и “драконами” (друзья и враги):
собственно, вся остальная книга; чтоб провести по галерее типажей 20-х и были избраны жанр и фабула.

Хотелось бы только подчеркнуть, что сложно найти главу, где Бендер не пытался бы наставить товарища на путь истинный не только в практических аспектах дел концессии, но и высокой проповедью оптимизма, творческого подхода и личного достоинства:

"– Нам повезло, Киса, – сказал Остап, – ночью шел дождь, и нам не придется глотать пыль. Вдыхайте, предводитель, чистый воздух. Пойте. Вспоминайте кавказские стихи. Ведите себя как полагается!.."

Увы, всё было не в прок.

Точка “смерти” (сложный переломный момент):
Подсвечено самими авторами:

"Изменился Ипполит Матвеевич и внутренне. В характере появились несвойственные ему раньше черты решительности и жестокости. Три эпизода постепенно воспитали в нем эти новые чувства: чудесное спасение от тяжких кулаков васюкинских любителей, первый дебют по части нищенства у пятигорского «Цветника», наконец землетрясение, после которого Ипполит Матвеевич несколько повредился и затаил к своему компаньону тайную ненависть"

Именно это и приводит Воробьянинова к убийству Остапа Бендера.

Подарок судьбы (награда за прохождение переломного момента): не прошёл испытание - никакого подарка судьбы.

Испытание:
чисто формально "вход в пещеру дракона" уездный предводитель совершает без шума и пыли, с педантичной аккуратностью вскрывает стул, оттягивая наслаждение. Но никакого сокровища там нет, да и никакого дракона нет - не считать же таким общительного сторожа.

Ипполит Матвеевич мог бы за всё время истории довериться Бендеру, мог бы изменить отношение к деньгам и жизни, мог бы найти опору в провозглашаемых им же ценностях дворянстве, уж прирезать компаньона ночью - явно не дворянский поступок. Тогда этот удар судьбы он бы встретил, по крайней мере, бок о бок с другом и наставником.

Но он потерял не просто Париж и оранжевые, упоительно дорогие кальсоны, он не прошёл испытание и поэтому даже не может вернуться в свой обыденный мир.

Возвращение (возврат к реальности):

"Ипполит Матвеевич оледенел и, не двигаясь с места, водил глазами по карнизам.

Так вот оно где, сокровище мадам Петуховой! Вот оно! Все тут! Все сто пятьдесят тысяч рублей ноль ноль копеек, как любил говорить Остап Сулейман-Берта-Мария Бендер.

Брильянты превратились в сплошные фасадные стекла и железобетонные перекрытия, прохладные гимнастические залы были сделаны из жемчуга. Алмазная диадема превратилась в театральный зал с вертящейся сценой, рубиновые подвески разрослись в целые люстры, золотые змеиные браслеты с изумрудами обернулись прекрасной библиотекой, а фермуар перевоплотился в детские ясли, планерную мастерскую, шахматный кабинет и бильярдную.

Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям.

Ипполит Матвеевич потрогал руками гранитную облицовку. Холод камня передался в самое его сердце. И он закричал.

Крик его, бешеный, страстный и дикий, — крик простреленной навылет волчицы, — вылетел на середину площади, мотнулся под мост и, отталкиваемый отовсюду звуками просыпающегося большого города, стал глохнуть и в минуту зачах. Великолепное осеннее утро скатилось с мокрых крыш на улицы Москвы. Город двинулся в будничный свой поход"

Для нашей с вами героической истории важно вот что: Воробьянинов так и не возвращается в город N, где уже давно кончился его отпуск, его дальнейшая судьба и отношения с советской властью совершенно неизвестны.
Он остаётся в очень важном и для "Двенадцати стульев", и для "Золотого телёнка" мире - правильном, настоящем пространстве советских ценностей, где идёт осмысленная жизнь и возможен созидательный труд; в этот настоящий мир в свою очередь не сможет попасть уже Бендер в "Золотом телёнке"

Что-то мне подсказывает, что там Кисе придётся невесело.

Мастерство (закрепление опыта от приключения): а вот следы этого этапа пути героя есть!

"Сейчас же на автомобиль, – подумал Ипполит Матвеевич, обучившийся житейской мудрости в школе великого комбинатора, – на вокзал. И на польскую границу. За какой-нибудь камешек меня переправят на ту сторону, а там…"

Но горе тем ученикам, которые усваивают букву, а не дух.

А история силы (передача своего опыта) будет разве что у самого Остапа - он загадочно воскреснет в новой книге, где у него будет гораздо больше учеников.

Елена Шолохова "Запретная земля"

  • Реальность (обыденная жизнь) Артём живёт обычной жизнью, общается с друзьями, мечтает об Аньке, чтобы она была всегда рядом
  • Вызов (появление знаков о возможном приключении) Родители лишили карманных расходов, и папа предлагает заработать курьером например.
  • Отказ (герой не согласен на приключения) Заработать на монетизации ютюб канала, нет это слишком долго, вообще не все заработки привлекают
  • Появление наставника (кто-то дает ему совет) Павел Андреевич, папа Никиты, предлагает подработать у него в рекламном агентстве.
  • Порог (переход из реальности в приключение) Устройство на работу в рекламное агентство «Спектр»
  • Знакомство с союзниками и “драконами” (друзья и враги) Сотрудники офиса, новые знакомые, Эрдэни-друг, враги: Толя, Викентий, Яна.
  • Точка “смерти” (сложный переломный момент) Поход на Байкальский мыс Хэр-Хушун для съемки ролика, ураган, смерть Яны, Васи, Викентия и Толика
  • Подарок судьбы (награда за прохождение переломного момента) Артем очнулся в избе пожилой бурятки и был жив.
  • Испытание. Лечение в отделении неврологии у мамы.
  • Возвращение (возврат к реальности) Постепенное возвращение к нормальной жизни.
  • Мастерство (закрепление опыта от приключения) Артём стал слышать голоса и понимать то, что не понимают другие, разгадал историю смерти Эрджены, историю мальчика Вани
  • История силы (передача своего опыта) Артём посадил дерево. Которое никак не должно было прижиться, в честь Дэна, а оно прижилось, и Артём на следующий год привязал к нему белую ленточку.

Серия книг "Пардус". Евгений Гаглоев

  • Реальность: Никита Легостаев самый обыкновенный подросток, который живёт в Санкт-Эринбурге вместе с родителями и старшей сестрой Мариной.
  • Вызов: Отправляется с классом на скучную экскурсию
  • Отказ: Во время экскурсии на заводе "Экстрополис" происходит взрыв. Никита не успевает выйти со всеми из здания и случайно слышит то, чего не должен был. Вскоре он пожалеет о том, что согласился идти вместе с классом на экскурсию.
  • Появление наставника: Иолланда - женщина, многие годы оберегавшая Пард. Гордей Лестратов - член "Белого Ковена". Сенсей Канто - оборотень-кицуне.
  • Порог: После введения странной сыворотки, в Никите просыпаются раннее дремавшие древние силы. Герой узнает, что он Наследник чёрного колдуна и основателя клана чёрных леопардов Иллариона Чернорукова.
  • Знакомство с союзниками и "драконами" : Его друзья - некоторые одноклассники: Артём Бирюков, Ирина Клепцова, Лариса Кизякова. Позже в Ягуджино он встречает Ксению Воропаеву - дочь главного прокурора, которая также как и Легостаев обладает необычными способностями. Его подругой по Парду становится Тесса - дочь вожака. Самым главным врагом можно назвать "Чёрный Ковен", который спонсировал и был главным заказчиком компании "Экстрополис".
  • Точка "смерти" : На мой взгляд, переломным моментом является смерть Ксении Воропаевой, которая была убита Ингой Штерн. После этого Никита поклялся отомстить им.
  • Подарок судьбы : Легостаев научился полностью перекидываться в пантеру. Находится пропавшая сестра-близнец Ксении - Татьяна Пожарская.
  • Испытание : Древнее пророчество гласило, что через семь поколений дух колдуна возродится в его прямом потомке. И это произошло. Илларион полностью перевоплотился в своём Наследнике - Никите. Герою грозит смерть в темноте...
  • Возвращение : Благодаря тому, что Никита всегда старался оставаться на стороне добра, он победил. Ведь свет всегда поглощает тьму.
  • Мастерство : Главный герой понимает, что никогда его жизнь не будет прежней. Он не такой как все. У него будет ещё много сражений. Но Никита знает, что у него есть настоящие друзья, которые придут на выручку.
  • История силы : Уже в следующей серии книг "Пандемониум" Никита Легостаев рассказывает свой путь Тимофею Звереву. Он ему говорит : "Если ты считаешь, что поступаешь верно - иди и борись до конца...".

П. Ершов - "Конек - горбунок".

Это произведение уже было приведено в качестве примера мной и другими участниками в разных норах. Вспоминая его в очередной раз, я поняла, что жизнь Ивана очень даже подходит под путь, описанный Джозефом Кэмпбеллом.


1. Иван живет с отцом и братьями в одном селе. Они выращивают пшеницу и продают ее в столице.

2. Вдруг кто-то начал топтать посевы.

3. Ивану не хочется идти в дозор , он продолжает лежать на печи. Но отцу удается уговорить младшего сына.

4. Ивану удается поймать белую кобылицу с золотой гривой, которая в откуп дарит Ивану двух коней и Конька - горбунка. он-то и становится наставником Ивана.

5. Иван идет на службу к Царю.

6. Слуга- спальник замечает, что Иван не ухаживает за конями, но они "словно из-под гребня". Он узнает секрет Ивана.

7. Спальник становится главным врагом Ивана, а Конек - единственным другом.

8. Я считаю, что точек смерти тут несколько. Иван вынужден выполнять сложные, опасные указы Царя: поймать Жар-птицу, найти Царь-Девицу и сходить в гости к Месяцу , найти потерянный перстень Царь-Девицы.

9. За прохождение каждого переломного момента Царь даровал Ивану жизнь.

10. Последнее испытание стало самым значимым для Ивана. Он должен был поочередно искупаться в трех котлах: в холодной, горячей воде и молоке.

11. Искупавшись, Иван не только смог вынырнуть, он еще и стал красавцем! Царь - Девица вышла за него замуж, и он стал Царем.

12. Приключения с Коньком точно научили Ивана, что нужно ценить дружбу, сделали его смелым и отважным.

13. Весь опыт Ивана П. Ершов передал в своем произведении. Думаю, если у Ивана будут дети, он обязательно расскажет им свою историю.

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Теория Джозефа Кэмпбелла идеально подходит русской народной сказке «Царевна-лягушка».

1) Реальность: Иван-царевич спокойно живет в некотором царстве, в некотором государстве, горя не зная

2) Вызов: царь приказывает отправиться на поиски жены

3) Отказ: Иван-царевич отказывается брать в жены лягушку

4) Появление наставника: квакушка, на которой царевич все-таки женится, помогает ему выполнить поручения царя, дает советы

5) Порог: Иван-царевич после того, как сжег лягушачью шкурку, отправляется на поиски Василисы Премудрой

6) Знакомство с союзниками и «драконами»: на пути Иван-царевич встречает старика, который дает ему совет, животных, которых жалеет, бабу-ягу, которая сначала не хотела помогать герою, но все же рассказала, как избавиться от Кощея

7) Точка «смерти»: царевичу нужно одолеть Кощея Бессмертного

8) Испытание: Иван-царевич ищет ларец

9) Подарок судьбы: животные, которых не стал убивать царевич, помогли ему победить Кощея

10) Возвращение: Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой

11) Мастерство: благодаря целеустремленности и приложенным усилиям царевич смог найти жену

12) История силы: Иван-царевич и Василиса Премудрая жили мирно, дружно, в любви и согласии, очевидно, что царевич больше не поступал опрометчиво и приключение многому его научило

Золушка

Сначала читателю описывают быт самой золушки. Как она каждый день убирает большой дом её мачехи, а также ещё готовит еду для мачехи и своих сестер.

Потом она узнает, что король устраивает бал и она очень хочет на него пойти, но злая мачеха ставит для неё невыполнимое условие и она не едет вместе с ними на бал.

Но далее свершается чудо. Появляется её фея-крёстная. Она дарует ей платье, туфельки и карету. Теперь она может поехать на бал. На балу она познакомится с принцом и они полюбят друг друга.

Но чары феи перестают действовать в полночь и золушка убегает с бала. Она возвращается к своей обычной жизни.

Принц полюбил её очень сильно и хочет её найти. Он находит туфельку, которую она потеряла и издает указ о том, чтобы все дамы королевства примерили эту туфельку, кому она подойдет та и станет его женой.

Он находит её и они живут долго и счастливо.

Я понимаю то, что я выбрал произведение не совсем подходящие под данное описание, но по моему мнению это произведение очень хорошее и всё-таки очень приближенно к описанию.

"Алиса в стране чудес". Автор Льюис Кэрролл

Реальность: Алисе наскучило сидеть с сестрой без дела на берегу реки, и она решила встать и нарвать цветов для венка. От жары её клонило в сон.

Вызов: Алиса, тоскующая на берегу реки, увидела пробегающего мимо неё Кролика, держащего в лапке карманные часы и что-то про себя проговаривающего. Она следует за ним и вдруг проваливается в кроличью нору, в которой находится длинный низкий зал со множеством закрытых дверей.
Отказ: В норе Алису окружало множество дверей, но все они были закрыты, девочка загрустила, ей хотелось выбраться из этого пространства. Вдруг Алиса нашла крошечный золотой ключик от маленькой 15-дюймовой двери. Ни одна из дверей не открывалась. Но вдруг Алиса увидела занавеску, за ней как раз и была ещё одна дверца, ключ к которой подошёл. Но опять возникло препятствие, дверка была очень маленькая, Алиса не смогла бы пройти в неё. Увидев бутылочку с неизвестной жидкостью, на которой было написано «Выпей меня!», ей стало интересно что там, и она решила выпить жидкость из неё, через секунду Алиса уменьшилась. И вновь препятствие, ключик остался на столе, до которого Алиса из-за роста добраться не могла. Устав от напрасных усилий, бедная Алиса села на пол и заплакала. Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только удивительное; ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному. Алиса была в полном отчаянии. Ей стало грустно и одиноко, она побоялась, что останется здесь навсегда.
Появление наставника: Девочка оказывается в волшебном саду, в доме у Кролика, где она съедает какое-то пирожное и превращается в великана, заполнившего весь дом. Алиса убегает из этого дома и видит гусеницу, которая лежит на грибе. Алиса начинает жаловаться Гусенице на свои нескончаемые изменения в росте, впрочем, той это совсем неинтересно. Она лишь порекомендовала девочке съесть ломтик гриба, ежели захочет вытянуться или, наоборот, уменьшиться. Алиса, съев гриб, добилась необходимого ей роста. Девочка пошла к дому, что находился неподалёку.
Порог: На кухне дома находился огромный кот, что сидел у печи и улыбался до ушей. Госпожа растолковала Алисе, что он улыбается, потому что он Чеширский кот.Алиса попросила Чеширского Кота указать ей дорогу, однако тот ответил, что в данной стране не важно, куда идти. Впоследствии Чеширский кот исчез, а в воздухе осталась исключительно его улыбка.Алиса тронулась к Мартовскому Зайцу и пришла к началу чаепития.
Знакомство с союзниками и «драконами»: Стол был большой, но за ним сидели только Мартовский Заяц, Соня и Безумный Шляпник. Алиса узнала, что они были вынуждены непрерывно пить чай в наказание за то, что убили Время.
Точка «смерти»: Заяц и Шляпник принялись издеваться над девочкой, запугивать и высмеивать ее. Не стерпев такой грубости, она молча встала и пошла прочь.
Подарок судьбы: Вскоре Алиса очутилась в чудесном саду среди ярких цветов и прохладных фонтанов. Тут же появилось великолепное шествие с Червонным Королем и Королевой. Королева, которая любила казнить своих слуг за малейшую провинность, предложила Алисе сыграть в крокет.
Испытание: Червонные Король и Королева устроили суд над Валетом, который обвинялся в краже кренделей. Пока свидетели давали показания, Алиса почувствовала, что вновь стала расти. Вскоре Король вызвал и ее на перекрестный допрос. Забыв, что она значительно выросла, Алиса резко встала и опрокинула присяжных. Королева хотела было отрубить ей голову, но девочке были не страшны карты, которые неожиданно «поднялись в воздух и полетели Алисе в лицо».
Возвращение: Она принялась отбиваться, но в этот момент проснулась.
Мастерство: Мастерство автора заключается в том, что он дал возможность читателям окунуться в мир фантазий данной героини, представить себя на ее месте, ведь каждый из нас мечтал оказаться, хоть на минуту в ирреальном мире, где все прекрасно и фантастично.
Источник силы: Воображение-это самая большая сила, мы можем представлять всё что угодно, самые невероятные вещи и события, всё то, что не может с нами произойти в реальной жизни.

Лоис Лоури. Дающий

"Дающий" - антиутопия почти в классическом её варианте. Поэтому и её герой, Джонас, хорошо укладывается в схему "тысячеликого героя"

Реальность (обыденная жизнь). Жизнь 11-летнего Джонаса ничем не примечательна: он, как и все остальные, живет в идеальном мире, в идеальной семье, точнее, Семейной Ячейке, с идеальными отношениями. В его мире прекрасно всё!

Вызов (появление знаков о возможном приключении). В какой-то момент Джонас замечает , что он стал что-то видеть не так. Ему начинают сниться странные сны, и его это пугает...

Отказ (герой не согласен на приключения). В день своего 12-летия все подростки в торжественной обстановке узнают своё будущее "назначение": кто-то станет рабочим, кто-то будет врачом, кто-то учителем или поваром, кто-то будет рожать детей. Такое распределение основано на наблюдениях за детьми, за их поведением и склонностями старейшинами коммуны. Кто-то рад тому выбору, который сделали за него, кто-то не очень, но сам Джонас, в отличие от своих друзей, не знает, кем бы он хотел стать. Кроме этого, его имя пропускают во время церемонии... И называют только в конце: он становится "принимающим". Джонас не верит своим ушам. Он понимает, что он избранный, но не хочет быть им! Он хочет так же общаться со своими друзьями, вести такой же образ жизни, как и до этого. Но отказаться нельзя...

Появление наставника (кто-то дает ему совет). На первом занятии со своим наставником - Дающим, Джонас узнаёт, что он отличается от других умением... различать цвета! В это мире люди видят всё в серых тонах, а он начал видеть красный, и это не предел. И теперь с этим надо учиться жить и принимать всё то, что ему будет передано: мудрость, историческую память, чувства, эмоции - потому что люди этого мира не имеют этого, всё это хранится только у Дающего, к которому приходят за советом, если вдруг случается что-то непредвиденное и из ряда вон выходящее.

Порог (переход из реальности в приключение). На первых занятиях. Дающий "показывает" Джонасу (он кладёт на него руки и экстрасенсорно вызывает определённые эмоции), какие чувства могут испытывать люди: счастье, любовь, нежность... Джонас узнаёт, что такое солнечное тепло и солнечный свет, что такое радуга и дождь, что такое снег и каково это - мчаться с горы на санках! Но он же показывает, и что такое боль - и физическая, и, что страшнее, душевная. Что такое война. Что такое смерть. Джонас понимает, что мир богаче и разнообразнее того представления, которое есть у него и его близких. И это мир не всегда добр, прекрасен и безопасен.

Знакомство с союзниками и “драконами” (друзья и враги). Нельзя сказать, что после назначения Джонаса Принимающим у него появляются враги - в этом мире нет врагов, как нет никаких отрицательных чувств в принципе - с ними учат справляться с самого раннего детства, как и с любыми другими очень сильными эмоциями. Просто его друзья начинают его сторониться, он остаётся практически один. Даже в Семейной Ячейке к нему меняется отношение.

Точка “смерти” (сложный переломный момент). Джонас начинает многое понимать. Однажды он узнаёт, что "удаление", о котором все говорят очень легко ("удаляют" стариков, больных, одного из двух родившихся близнецов, который набирает меньше веса через месяц жизни) - это не что иное, как убийство, и совершает его со спокойной душой и совестью и его отец тоже - как часть рабочей инструкции. Более того, "удалению" подлежит и Гэбриэл, которого год назад отец принёс из Дома Младенцев в Семейную Ячейку, чтобы малыш окреп. Но он стал очень беспокойной спать, и его участь была решена. Об этом узнаёт Джонас и решает бежать вместе с названным братом.

Подарок судьбы (награда за прохождение переломного момента). Дающий решает помочь Джонасу бежать и передаёт ему для этого весь возможный опыт.

Испытание. Путь Джонаса и Гэбриэла очень тяжёл. Джонас своими способностями передавать воспоминания о тепле, о чувстве сытости помогает малышу выжить.

На этом заканчивается первая книга тетралогии). Оставшиеся пункты- это история из третьей части, книги "Вестник", и, полагаю, из последней - "Сын", которую я ещё не успела прочитать:

Возвращение (возврат к реальности). Джонас попадает в селение, где, повзрослев, становится Вождём.

Мастерство (закрепление опыта от приключения). Ему предстоит решить серьёзную задачу: в селении появляется человек, который исполняет желания, а взамен берёт лучшие качества человека. Люди уже не хотят видеть своим Вождём справедливого и мудрого Джонаса.

И третья книга заканчивается на самом пике, когда остаётся множество вопросов и хочется уже получить на них ответы). Уверена, в ней мы узнаем об истории силы Джонаса!

Серия : «Естественная история драконов» Книга : «Мемуары леди Трент» Автор : Мари Бреннан

  • Реальность (обыденная жизнь)
    Молодая девушка живет в Ширландии (некое подобие Англии 19 века) и она уже в возрасте, когда приличные девушки выходят замуж. Что ей и предстоит сделать. Вопрос только в том, что это ее ни капельки не увлекает. Ее главная страсть - естественная история. Тем более что изучать ее в этом мире невероятно интересно - здесь живут драконы. Но кто же позволит молодой леди даже читать книги о подобном, не говоря уже об экспедициях.
  • Вызов (появление знаков о возможном приключении)
    Отец Элизабет помогает своей дочери в выборе будущего супруга. Обозначив дочери именно тех мужчин, которые разделяют ее страсть к науке и к драконам. И именно с молодым человеком из этого списка она случайно знакомится в музее. Он восхищен ее знаниями в области науки - они женятся. Их приглашают в экспедицию.
  • Отказ (герой не согласен на приключения)
    Когда Элизабет уговаривала мужа взять ее с собой, она была почти на грани отказа.
  • Появление наставника (кто-то дает ему совет)
    Лорд Хилфорд, организовывавший экспедицию в Выштрану
  • Порог (переход из реальности в приключение) Приезд в Выштрану, первая встреча с горными драконами.
  • Знакомство с союзниками и “драконами” (друзья и враги) Встреча с местными жителями деревни, с контрабандистами.
  • Точка “смерти” (сложный переломный момент)
    Смерть Джейкоба - молодого супруга Элизабет
  • Подарок судьбы (награда за прохождение переломного момента)
    Открытие рецепта сохранности костей драконов и находка кладбища драконов
  • Испытание
    Раскрытие коварного плана использования сохраненной драконьей кости. Уничтожение химика, борьба в пещере кладбища драконов.
  • Возвращение (возврат к реальности)
    Возвращение из экспедиции уже в качестве вдовы
  • Мастерство (закрепление опыта от приключения) Выступление в научном сообществе об исследованиях и обнаруженных открытиях
  • История силы (передача своего опыта)
    Написание книги, автором которой Элизабет ставит своего погибшего супруга.

Евгений Вололазкин. Лавр

Вот наконец и я добралась до этой норы! И с кого же начать, как не Водолазкина?)

Если подходить к заданию буквально, то по паре пунктов заглавный герой - точнее, события, с ним происходящие, возможно, вызовет вопросы: кое-что не совсем «вызов» и не совсем «отказ» - но в целом, мне кажется, путь Лавра вполне вписывается в схему Джзефа Кэмпбелла.

Итак, Лавр (он же Арсений, он же Устин, он же Амвросий, он же, собственно, Лавр и он же - Рукинец).

Реальность. После смерти родителей маленький Арсений живет с дедом Христофором - травником, целителем, мудрецом. Детство его спокойно, безоблачно, наполнено мудростью деда и приключениями из книги «Александрия». Арсений перенимает искусство врачевания от деда, и , когда тот умирает, начинает лечить сам, при этом он подсознательно чувствует болезнь и возможность или невозможность выздороветь. За чуткие руки (и по месту, где он живет, - Рукина слободка), его прозывают Рукинец.

Вызов. Однажды к его дому приходит изможденная девушка - Устина. Она спасается от мора в своём селе. Арсений ее лечит и влюбляется в неё. Любовь его настолько сильна, что он боится даже намёка на то, что кто-то узнаёт об Устине: он хочет, чтобы она всецело принадлежала ему, не пускает ее даже в церковь на исповедь и причастие незадолго до родов.

Отказ. Во время родов Устина с ребёнком умирают, Арсений на грани безумия. Он обвиняет во всем себя и хочет умереть вместе с любимой (отказ от жизни как от приключения- наверное, так).

Появление наставника. Старец Никандр говорит Арсению о том, что единственное, что тот может сделать, - отдать Устине свою жизнь, то есть прожить свою жизнь за неё.

Порог. Арсений называет себя Устином и уходит из слободки.

Знакомство с союзниками и «драконами». Устин идёт куда глаза глядят, бывает избит, попадает в город, где начинается эпидемия. Он исцеляет многих, в том числе и жену князя. Князь делает его приближённым и не отпускает из города. Устин под покровом ночи сбегает, попадает в руки разбойника и снова чуть не погибает.

Точка «смерти». В следующий город он приходит уже в облике юродивого. Он ничего не говорит - однако его пророчества интуитивно понятны; живет у стен монастырского кладбища. Здесь он тоже едва не умирает и здесь же, кстати, у него опять появляется наставник, тоже юродивый, который перед собственной смертью советует ему продолжить путь.

Подарок судьбы. Таким подарком стало знакомство с купцом и с итальянцем Амброджо (его имя возьмёт впоследствии Арсений-Устин). Они отправляются на Святую землю. В пути Амброджо погибает, Арсений чудом остаётся жив.

(Следующие два пункта меняю местами)

Возвращение к реальности. Устин отправляется в монастырь - что ему и советовал сделать ещё в юности старец Никандр, где становится Амвросием, а немного позже принимает схиму с именем Лавр. Монастырь недалеко от Рукиной слободки.

Испытание. Лавр, удалившись от мира, всё же продолжает лечить людей: к нему приходят в его лесную пещеру жители окрестных деревень, в благодарность приносят скромную еду. Вскоре там появляется беременная девушка, Анастасия, которую обвиняют в колдовстве, в том, что ею овладел дьявол, поэтому началась засуха и голод. Она спасается в пещере Лавра, и когда жители приходят на расправу, говорит, что отец ребёнка Лавр, и он это подтверждает. К нему перестают ходить лечиться.

Мастерство. История силы. Ожидая рождения ребёнка Анастасии, Лавр боится повторения событий своей юности- боится не спаси мать и дитя, поэтому он идёт в слободу и просит о помощи - ему отказывают, однако Лавру удаётся сделать все возможное, чтобы все остались живы. Он умирает с новорожденным младенцем на руках.

Конечно, житийная канва не всегда вписывается в мифологическую, но корни, как мне кажется, одни