Расписание по книге

Сроки проекта: c 15 марта по 31 мая

Превратить пространство школы в мир литературного произведения, а учебный день провести по его сюжету – несомненно, такое событие станет одним из самых ярких впечатлений и для учеников, и для учителей.

На основе какого текста можно провести учебный день по книге?

Выберите литературное произведение и представьте, в изучение каких школьных предметов его можно было бы встроить.

Составьте расписание и укажите, что именно могло бы происходить на разных уроках.

33 идеи
Показывать

"Порри Гаттер и Каменный Философ", Андрей Жвалевский и Игорь Мытько

- Урок литературы: на примере "Порри Гаттера" можно обсудить с детьми, что такое литературная пародия, литературная мистификация, кроссовер, фанфик, постмодернизм и четвёртая стена.

"Все посмотрели на Бальбо. Тот выглядел встревоженным.

– Очередной тупик! – резюмировал он, уставившись в рукопись, и перечеркнул несколько страниц.

– Бальбо! – оживился Асс. – Мои поздравления! Вы теперь – подозреваемый номер один! У вас нет алиби! Ха! Ха… Простите.

– Ничего не получится, – вздохнул секретарь, листая плотно исписанные страницы, – второстепенный герой не может быть главным злодеем. Закон жанра! – и Бальбо вычеркнул еще несколько абзацев"

- Классный час, посвящённый профориентации: выбор жизненной стези является очень важным для главных героев книги. Чем заниматься магам, лишившимся магии? Что делать, если ты хотел быть психоаналитиком, а работаешь преподавателем по защите от магических животных, которых дико боишься? Можно ли работать в волшебном детском саду, если ты лицо слабоволшебного происхождения? И, наконец, как быть главному герою, который любит технологии, но которого семья отправляет в магическую школу?

"– Массачусетский Технологический Институт, – поспешно сказала шляпа и замолчала, давая понять, что выбор сделан окончательно.

Порри затаил дыхание, не смея поверить своему счастью. Затаили дыхание и все присутствующие. Когда молчание затянулось сверх всякой меры, аспирант осмелился уточнить:

– Ну, так куда?

– Ты что, глухой? – раздраженно спросил колпак. – Я же ясно сказал – Массачусетский Технологический Институт. Если хочешь точнее, то факультет робототехники. Следующий! А, уже все? Ну так отнесите меня в мои покои!

- Технология и магия: собственно, старт основному конфликту книги дал Очень Темный Лорд Мордевольт, маг, который стремился доказать косным и отсталым колдунам, что за технологиями будущее, и изобрёл технологию, способную отнимать магию. Порри Гаттер - его своеобразный идейный наследник, который упрямо доводит учителей до нервных срывов, паяя заводных мышей и спрятав лазер в палочку. Конечно, технологии, которыми пользуется Порри, тоже весьма фантастичны. Но почему бы не использовать его пример, чтоб поразмышлять о развитии науки, прикинуть, какие волшебные вещи у нас уже есть, каких пока нет, рассказать детям о последних достижениях техники.

"– Ну, бог с ним, с Мордевольтом, – великодушно сказал следователь. – Давайте лучше поговорим о вас. Вы ведь, кстати, тоже к технике неравнодушны?

– Да так, балуюсь, – буркнул Порри, чувствуя, что запахло жареным. Теперь идея торжества НТР над магией не казалась ему такой уж великой.

– Балуетесь. Вернее, шалите. Вон сколько профессор МакКанарейкл на вас служебных записок понаписала. «На введении в специальность читал журнал „Нью Сайнтист“», «Сбивал с толку однокурсников выдумками о законе сохранения энергии», «Пугал девочек светящимся пятном немагического происхождения»… Что за пятно?

– Это лазер, – пояснил Порри, – гелий-неоновый. Совершенно безвредный.

– Он светит фиолетовым цветом? – неожиданно встрял Браунинг.

– Красным.

– А вот это очень интересно! – продолжил Фантом Асс. – «Вместо того чтобы как нормальные люди поднимать стул заклинанием, подложил под него какую-то техническую гадость, названную им „антигри… гра…“». Ну и почерк у вас, мисс МакКанарейкл! Зато у вашего ректора почерк – загляденье. Четко, ясно. "Сьюзи, голубушка, вы же сами убедились, что под стулом было заклинание, хитро запрятанное в шестеренки! Дайте срок, выйдет из него вся эта дурь!"

- Урок гражданских ценностей: построить справедливое и свободное общество тяжело даже людям, которые плюс-минус все одинаковые. Можно было бы обсудить, насколько социально справедлив мир магической Британии, как нарушаются права детей в Первертсе, как можно улучшить ситуацию дело в магическом мире, где есть разделение между волшебниками и обычными людьми, волшебниками разного уровня силы, различными фантастическими расами, разумными животными, живыми предметами (тот же Каменный Философ)?

- А, это забавный феномен. Ромуальд – первый освобожденный домовой (произошло это, кстати, совершенно случайно), инициатор общественного движения за свободу кухонных рабочих. Дело Ромуальда имело колоссальный резонанс, и за несколько лет практически все домовые, за исключением самых дремучих или глуховатых, добились от хозяев бросания в слугу предметом одежды и автоматического освобождения. А что делать? Но дальше все пошло наперекосяк. Свободным домовым оказались абсолютно чужды идеи овладения хорошей профессией и вхождения в общество, и они, не зная, чем заняться, принялись воровать, попрошайничать, слушать рэп, ну а в основном, как ты думаешь? правильно – драться. Поначалу Ромуальд пытался их разнимать, домовые кричали: «Ромуальд, не лезь!», потом первый освобожденный разочаровался в собратьях и теперь служит домашним секретарем у Квадрита. Ну а домовые во время драк по-прежнему отгоняют своего отсутствующего вождя, то ли на всякий случай, то ли по привычке. Кстати, нам пора идти, ребятки устали колотить друг друга и сейчас начнут попрошайничать.

И правда, украшенные разноцветными синяками домовые один за другими потянулись к собеседникам, протягивая мохнатые ладони и ноя: «Освободите нас, пожалуйста, кто чем может…»

- Урок криминалистики: значительная часть сюжета посвящена расследованию, совмещающему магические и обыкновенные методы. Детям можно рассказать об истории криминалистики, о её современных тенденциях развития, о криминальной психологии и ведении допросов. Ученики могут пофантазировать о том, как они стали бы искать преступников в магическом мире, какие заклинания и чары могут быть полезны следователю-волшебнику, чтоб лучше понять, с какими проблемами сталкиваются его обычные коллеги.

"И тут Порри посетило второе озарение.

– А давайте применим дактилоскопию!

– Гаттер! Следите за своей речью! – нахмурилась мисс МакКанарейкл"

- Творческий урок: на шестом уроке все уже хотят домой, так что лучшее, что можно сделать, - дать детям ватман, краски, клей, задание - придумать, как выглядела бы наша стенгазета, если бы мы были в волшебной школе, и отойти.

"Кряко добавил щепотку печени единорога, осторожно дунул на получившуюся смесь и сделал шаг назад, любуясь получившейся стенгазетой. Строго говоря, стенгазетой это назвать было нельзя, потому что радужная картинка висела не на стене, а прямо в воздухе, но все остальное было на высоте: название «Чистая сила», передовица «Маг – это от слова „могу“», фельетон о плохой дисциплине Оливье Фореста и его дружков, а также карикатура, бичующая ночные гуляния и драки на дискотеках"

В . Драгунский . Рассказы.

1. Математика по рассказу "Надо иметь чувство юмора". - Дети учатся решать нестандартные задачи.

2. Литература по рассказу "Где это видано". - Дети учатся сочинять стихи, взяв за образец размер стихотворения С. Маршака "Мельник, мальчик и осел". В конце урока предполагается чтение получившихся "шедевров" у доски.

3. Домоводство по рассказу "Куриный бульон". - Девочки учатся обрабатывать и разделывать куриную тушку перед варкой и изучают, как правильно сварить наваристый куриный бульон.

4. География по рассказу "Главные реки". - Дети изучают водную систему Америки. Главное - научиться правильно произносить название реки Миссисипи)

5. Урок этикета по рассказу "Рыцари". - Дети говорят о внимательном отношении к мамам.

"Сто фактов обо мне" Ирина Андриянова

1. Математика (счёт в пределах 100)

2. Информатика (безопасность в социальных сетях)

3. Физкультура (играем в футбол, как и главный герой только не на переменах, а на уроке)

4.География (точка на карте-Норвегии, ее тоже обожал главный герой по картинкам из журнала)

5.Литература (пишем сочинение на тему "Вы будете удивлены, но я...", только не по школьной схеме, а в свободном изложении. Или написать новеллу про свой район, опять же как главный герой)

Классный час на тему: "Будьте внимательны к своим и близким и друзьям" ( поговорить с детьми на тему того, как важно обращать внимание на психологическое состояние друзей, может кому-то нужна поддержка)


Носов "Витя Малеев в школе и дома"

С этим произведением хочется выстроить один день из школьной жизни ученика начальных классов прямо по сюжету:

1. Математика - изучение таблицы умножения (Она совсем не давалась Вите).

2. Технология - сделать игрушечного коня из подручных материалов (это по мотивам того момента, когда Лика, Костя и Витя мастерят костюм коня для театральной постановки).

3. Окружающий мир - выступление учеников на тему "Домашние животные" (Отсылочка к бездомному Лобзику)

4. Литература - инсценировка отрывка произведения "Витя Малеев в школе и дома" (вместо театра с конём в книге).

5. Физкультура - футбол (всем помним, как Витя обожал играть в футбол!)

Продленка - обучение основам игры в шахматы (можно шашки, если шахматы будут сложноваты)

Джоан Роулинг «Гарри Поттер»

Химия— варим зелье

Физика—применяем изученные заклятья на практике

Биология—тестируем заклятья на жабах

Литература—изучаем специализированную литературу из библиотеки Хогвартса

В. Мухина - Петринская - "Корабли Санди".

Предлагаю провести день в школе, опираясь на очень добрую и очень интересную книгу "Корабли Санди".

1. Физика - Оптика. Глаз как оптическая система.

2. Биология - Препарирование лягушки. Изучение рефлекторной системы.

3. Музыка - Разучивание бардовской песни "Бригантина".

4. География - Океанология. Проблемы обмельчания Каспийского моря.

5. Классный час - Проектная деятельность на тему дружбы, чести и совести.

"Фонарик Лилька", Юлия Кузнецова

ИЗО: рисуем мемы из «ВКонтакте».

Технология: изготавливаем своими руками миниатюрный фонарь.

Русский язык: этимология имени Галя.

Химия: лабораторная работа по обжариванию кофейных зёрен.

ОБЖ: уроки самообороны.

Финансовая грамотность: незачем приобретать вещи, которые не будут полезны для себя самой.

Уроки этикета: не повышать голос на старших, вести себя прилично, не язвить.

"Пакс", Сара Пеннипакер

Урок трудов: изготавливаем своими руками марионетки и сцену. Разыгрываем спектакль.

Математика: решаем задачи на нахождение пути, пройдённого Питером.

Биология: изучаем лисиц и их поведение.

География: изображаем на карте путь, пройденный Питером до жилища Волы.

ОБЖ: учимся изготавливать костыли и перебинтовывать ноги.

Физическая культура: тренируем выносливость и скорость.

Литература: «Сказка о Синдбаде-мореходе».

А. К. Дойл "Собака Баскервилей"

Литература: Разбор биографии писателя, составление характеристики каждого героя книги, обсуждение экранизаций и разбор смысловых акцентов анекдотов по данному произведению.

Психология: Тема - страх, его природа, классификация и роль в жизни человека. Урок проводится с опорой на состояние Чарльза Баскервиля.

Химия: Разбор химического состава светящегося вещества, которым разрисовали собаку. Рассказ учителя о прочих произведениях Дойла, в которых знание химии сыграло важную роль.
Такой урок поднимет интерес к науке и предмету.

Биология: Тема мутации и селекции. Разбор с учителем, почему собака Баскервилей не могла быть монстром на самом деле.

История: Знаменитые легенды и известные таинственные события, которые имели место быть, а потом легли в основу художественных произведений.

Русский язык: Диктант. Учитель диктует отрывок из произведения "Собака Баскервилей". Ученики весь день провели с этим произведением, читали его, что-то выделяли, интересно, как это повлияет на правильность написания.

Александр Беляев. повесть "Звезда КЭЦ"

Книга «Звезда КЭЦ» написана Беляевым в 1936 году, и тому причиной стала дружба писателя-фантаста и учёного Константина Эдуардовича Циолковского (КЭЦ — это инициалы советского исследователя космоса. А сам роман — о запуске орбитальной станции, выходе астронавтов в открытый космос, полете на Луну).

По этой книге можно составить расписание на весь учебный день для учеников, например, 8-11 классов.

Литература: судьба и творчество Беляева, сюжет, жанр, герои, проблематика книги

Русский язык: тренировочные работы по любым разделам на основе текста "Звезды КЭЦ"

Астрономия: страницы жизни учёного Циолковского, сопоставление информации и Луне на основе реальных открытий и на основе книги.

Биология: решение задач , составленных на основе текста (зоолаборатория, оранжерея и т.п.)

Физика:высокоскоростной транспорт, перемещение человека в космосе

Математика: решение задач, составленных на основе текста книги

Изобразительное искусство: создание иллюстраций, буктрейлеров