Синтетический жанр

Сроки проекта: c 15 марта по 31 мая

В этой норе мы изобретаем новую жанровую систему для библиотеки будущего!

Ваша задача предложить самый оригинальный жанр, дав его определение через примеры произведений. Например, недавно появились такие новые жанры, как киберпанк. Наверняка, Ваш читательский опыт позволяет Вам отметить что-то интересное и новое в литературе, требующее своего названия. Особое внимание стоит уделить новым явлениям в читательской культуре: графическим романам, комиксам, синтетическим произведениям, совмещающим в себе признаки самых разных форм художественного высказывания.

Не забывайте указать и автора, и название произведения.

26 идей
Показывать

Выживание

Так или иначе тема выживания мелькает в литературе. Предлагаю этим жанром объединить произведения про путешественников, чей поход обернулся выживанием по вине стихийного бедствия, катастрофы, дикого зверя и проч. Сюда же мы отнесем истории про эпидемии, апокалипсисы и прочие беды, которые вынуждают людей скрываться в лесах, запираться в бункерах. То есть это книги, в которых людям придётся сделать очень многое, чтобы выжить.

Примеры: Д. Уиндем "День триффидов", А. Ралстон «Между молотом и наковальней"

Фальшивые цитаты

Как правило, такие цитаты существуют в виде картинки, на которой есть портрет якобы автора, сама псевдоцитата и имя якобы автора. Таким образом, мы имеем дело с медиапродуктом, цель которого продвинуть какую-то идею, приписав ее известному человеку (это сразу придает фальшивой цитате вес). Собрать такие "цитаты" в каком-нибудь хранилище, мне кажется, было бы полезно. Не уверена, что это вот прямо как жанр можно выделить, но как явление времени для потомков стоит зафиксировать

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию нам часто приходится писать эссе по какой-нибудь цитате. Если вам предложат такую, знайте, Вольтер такого не говорил. Автор этих слов - писательница Эвелин Холл.

И Есенин, конечно же, ничего подобного не писал:



роуд-бук

Есть такой жанр кино как роуд-муви. Это фильм-путешествие, а герои все время находятся в дороге. И этот жанр весьма распространен и имеет своих фанатов.

А вот книги с подобным сюжетом не имеют названия или жанра. А ведь сюда и классические произведения подойдут ( Ж. Верн "80 дней вокруг света", Керуак " В дороге", В. Набоков "Лолита") и современные романы (М. Фрай " Ключ из жёлтого металла", Д. Мойес "Один плюс один").

Этот жанр будет отличен от обычных книг про путешествия тем, что герои в пути будут находиться дольше, чем в конкретной точке на карте.

Самиздат

Иногда авторов не печатаю издательства и они берут дело в свои руки. Насколько помню, Александр Полярный (знаю, знаю, он уже всем надоел, но как пример подойдет) изначально сам издал свою книгу и сам же распространял тираж. Это потом за него взялось ЭКСМО и "Сказка о самоубийстве" под гнетом цензуры стала "Мятной сказкой".

Это я к чему. Считаю, что самиздат следуют выделить как жанр. Эти издания не проходили строгий отбор в издательстве, коммерческий успех не предвиделся. А еще такие издания печатают с пометкой "в авторской редакции", что по сути снимает всякую ответственность с того издательства, которое лишь выполнило лишь функции типографии, напечатав книжку и получив от автора деньги. То есть такие издания избежали строгого и зоркого ока редактора, что не есть хорошо, я считаю.

Читатель должен знать об этом, прежде чем брать книгу в руки. Сейчас издают много разного, и не всегда удается с первого взгляда понять, достойна ли книга быть прочитанной. Самиздат - это не всегда плохо, просто это лотерея. Может попасться бриллиант, с может - Полярный.

Легкий роман

Предлагаю выделить и узаконить как жанр легкий роман.

Легкий роман - это книга про любовь или дружбу, события которой близки к повседневной жизни. Этот жанр исключает сильные эмоциональные потрясения, масштабные трагедии или драмы. Сюжет обычно очень простой и логичный. Это не значит, что в легком романе никто не попадает под автобус и никто не умирает. Но эмоции, которые будет испытывать читатель - это сочувствие, легкая грусть, светлая радость. Жанр предполагает или счастливый конец или открытый, но прозрачно намекающий на возможный хэппи энд, финал. Автор делает акцент на сюжет, а вот герои часто бывают довольно шаблонные: девочка, которая влюблена в крутого парня, девушка, которая не может найти себя в этом мире, а потом находит и себя и свою любовь и т.д.

Приведу примеры для того чтобы внести ясность: Э. Ваксман "Книжная жизнь Нины Хилл", Рауэл Р. "Фанатка", Д. Колган "Книжный магазинчик счастья".


Книги Стивена Кинга

Я каждый раз удивляюсь, когда захожу в отдел зарубежной фантастики в любом книжном магазине. Добрая половина книг это книги авторства Стивена Кинга. Поэтому я подумал почему бы не выделить творчество данного автора таким образом. Ведь, он имеет довольно большую популярность среди читателей. Честно говоря, я не являюсь поклонником его творчества и никогда не читал его книг. Но наблюдая затем как увлекаются его творчество тысячи людей невозможно не удивиться.

Сериалити (новеллизации)

Предлагаю выделить в нашей воображаемой библиотеке полку для книг в жанре сериалити. Речь идет об "экранизации наоборот", т.е. о книгах которые написаны на основе сценариев или синопсисов популярных сериалов. Не будем сейчас затрагивать тему художественной ценности таких книг. У них есть читатели - этого достаточно для того, чтобы уделить им внимание.

Интересно еще то, что некоторые из этих сериалов сделаны на основе комиксов. Получается, что для того, чтобы в конце концов стать книгой, история сначала существовала в виде комикса, потом стала сценарием, потом - сериалом. И мне кажется, что читающий такой роман уже не может не держать в голове исходный комикс и видеоряд сериала.

Примером таких превращений могут быть "Riverdale" или "Walking dead".

Киркман, Бонансинга - Ходячие мертвецы. Падение Губернатора. Часть вторая обложка книги

Неисторический роман (или Что нам делать с Водолазкиным?)

Конечно, с самим Евгением Водолазкиным нам ничего делать не нужно. Но со спецификой жанровой принадлежности его книг стоит попытаться разобраться. То, что он делает с концепцией времени в своих романах, соединяя историческое и неисторическое, абсолютно точно выделяет его книги и вызывает желание сделать для них отдельную полку. При том, что напр. "Лавр", "Авиатор" и "Соловьёв и Ларионов" имеют свои жанровые особенности, все эти книги имеют пока не очень уловимое мной общее, которое я могу эскизно обозначить как "игра с историческим временем". Вот эту внеисторичность, неисторичность я и хотела бы выделить как основную особенность книг этого жанра, т.к. композиция таких романов строится именно на этом - забудьте о нормальном течении времени, важно не это. Идею эту, конечно, нужно додумать. Буду рада, если поможете!


Книга в зеркалах осмысления

Фактически, этот жанр реализован в книге, описанной мною в разделе "Нора прецедентов". Книга "Психотехнические игры в спорте" (Н.В.Цзен, Ю.В.Пахомов, М, ФИС, 1985) готовится к переизданию и будет издана в этом году. Относительно точного названия книги решение еще не принято. Суть жанра: переиздается книга, оказавшее в свое время сильное влияние на развитие профессионального сообщества (практические психологи, психотерапевты, искусствоведы, педагоги) и, вместе с наследием одного из ее авторов, на многие десятилетия запустившая в культуре процесс переосмысления сути профессиональной деятельности. Вместе с переиздаваемой книгой, под одной обложкой, размещается текст, превосходящий саму книгу по объему и представляющий собой распределенный по рубрикам сборник эссе, с разных ракурсов и дистанций, с разных оптик и профессиональных позиций отражающих смысл книги и ее значение для культуры. Кроме того, в комментариях запечатлена память об одном из ее авторов Николае Цзене, отмеченном печатью необычного таланта, а также осмыслено значение его идей. Образно говоря, сам "классический контент" - и система по-разному устроенных зеркал вокруг него, создающих многомерное смысловое целое.

Стихи с приложением.

Сообщество «ВКонтакте» под названием «Вижу рифмы» публикует необычные стихотворения. Вместо последних строчек в них используются надписи рекламных объявлений, вывесок, магазинных ценников, этикеток и иные надписи вокруг . Группа появилась в 2017 году и быстро собрала больше 40 тысяч подписчиков. Сейчас в ней состоят 370 тысяч человек. Попробовать себя в роли поэта может каждый. Администраторы охотно публикуют посты участников группы.