Новости площадки

Представляем экспертов четвертого сезона. Мария Скаф

14 марта 2019, 14:49
48404052 10219023321360253 8615917632312311808 n  336x192  v1

Олимпиада «Книжья нора» – это не столько соревнование читателей, сколько площадка для их общения и возможность научиться чему-то новому. Нашим конкурсантам предстоит рассказывать о прочитанных книгах и о самих себе, выполняя авторские задания наших экспертов – лидеров прошлых игр, исследователей литературы, писателей и представителей других профессий, на первый взгляд никак не связанных с чтением.

Чтобы поближе познакомить участников олимпиады с нашими экспертами, задать определенный тон и стиль будущего общения, мы предложили каждому из авторов заданий рассказать немного о себе и своем читательском опыте. Эти рассказы-интервью мы будем публиковать в наших новостях. Читайте наше первое интервью и следите за обновлениями!

Мария Скаф – переводчик, преподаватель НИУ ВШЭ, независимый исследователь, специалист по визуальной литературе

Книги в нашей жизни играют роль культурного кода: по ним мы распознаем людей своего круга. Есть ли в Вашей жизни такое произведение, которое безошибочно позволяет опознать единомышленника или человека с очень близкими интересами?

Скорее нет. Чем больше в моей жизни книг, тем отчетливей я понимаю, что с «моими» людьми у меня могут в принципе не совпадать книжные интересы, лишь бы сам интерес к книгам был общим. В какой-то степени так даже лучше: чем дальше вы друг от друга, тем более причудливые связи могут выявиться, когда вы начнете проникаться интересами друг друга. Что будет, если совместить опыт чтения современной поэзии и детской литературы? Есть ли что-то общее у комиксов и нонфикшена? Поиск ответов на такие вопросы всегда дает занятные результаты.

Назовите одну-две или три книги, которые в последнее время Вас по-своему зацепили: удивили, разочаровали, дали ответ на волнующий вопрос и т.п. Чем именно эти книги Вас затронули?

Немного стыдно в этом признаваться, но почему-то только сейчас прочла «Эссе о некоторых функциях литературы» Умберто Эко, которое оказалось для меня очень важным. Я часто думаю про гипертекст, границы литературы и то, как меняются представления об авторском высказывании в эпоху фанфикшена и иных переосмыслений. Идея Эко о неизбежности судьбы любимого героя как основного принципа функционирования текста выглядит очень мощно на этом фоне. Кажется, что это можно было бы считать той самой границей между литературой и производными. В общем, ощущения при прочтении были феерические: как будто ты долго искала ответ и наконец нашла.

Совсем иначе, но не менее сильно задела книга Блексболекса «Люди в картинках». Здесь, напротив, нет никаких ответов – лишь все больше и больше вопросов, но это и хорошо. Блексболекс использует в своих книгах читательский нарратив, в котором связь между фрагментами высказывания формируется в исключительно читательском восприятии и, соответственно, всякий раз оказывается разной. Кажется, что это направление визуальной (и не только) литературы чрезвычайно перспективно, но нам еще только предстоит понять, как оно функционирует.

Что такое, на Ваш взгляд, читательский конкурс? Какие возможности дает участникам и организаторам? Каким он должен быть?

Кажется, прежде всего – это повод привлечь внимание к чтению и попытка создать пространство дискуссии. Исходя из этого, конкурс в большей степени должен быть сосредоточен на обсуждении, нежели соревновании.