Читательская онлайн-олимпиада «Книжья нора» — уникальный проект о чтении, который за годы своего существования из конкурса для подростков превратился в полноценный читательский и методический ресурс.

«Книжья Нора» — это проект, где любой человек с читательским опытом (будь то школьник, студент, учитель, библиотекарь, родитель и проч.) выполняет разные нестандартные олимпиадные задания, в которых литература переплетается с музыкой, кинематографом, культурой повседневности и многим другим. А еще это то место, где можно высказать свое мнение, общаться в комментариях, находить интересные идеи и просто приятно проводить время.

Благодаря онлайн формату проект стал международным уже в первом сезоне, хотя это и не было целью организаторов.

Для русскоговорящих читателей, живущих за пределами России, Нора — это не только актуализация своего читательского опыта, но и углубление языковой практики.

В олимпиаде принимают участие читатели из:

  • Украины
  • Республики Беларусь
  • Казахстана
  • Киргизии
  • Узбекистана
  • Латвии
  • Литвы
  • Эстонии
  • Германии
  • Франции
  • Италии
  • Израиля
  • США
  • Японии
  • и других стран

Онлайн-формат также позволяет участникам самостоятельно выбирать, когда и как много времени они готовы уделить олимпиаде. В любой момент они могут зайти на сайт читательская.рф и провести там столько времени, сколько посчитают нужным.

Изначально олимпиада проводилась исключительно для подростков, однако, интерес к ней со стороны учителей, родителей и библиотекарей был настолько высок, что организаторы решили дать возможность поучаствовать всем желающим. Казалось, что взрослым важно наблюдать за детьми, чтобы проанализировать их мотивацию и интересы. Однако, первый же сезон с взрослыми участниками показал, что им гораздо интереснее самим выполнять задания, общаться и рассуждать о книгах, а не просто наблюдать за школьниками.

Актуализация читательского опыта, расширение круга чтения и создание ситуаций и пространства для читательского общения для взрослых оказались также важны, как и для школьников. Только к культурным и повседневным ситуациям у взрослых добавились еще и профессиональные.

Еще одна особенность олимпиады — система определения победителей.

На сегодняшний день в основе определения победителей лежит рейтинговая система. Участники получают баллы за:

  1. добавление собственных ответов
  2. комментирование и дополнение ответов других участников.
  3. оценивание ответов и идей друг друга.

Так участники олимпиады становятся ее активными со-организаторами. А некоторые участники становились и экспертами: сами придумывали задания и модерировали отдельные разделы олимпиады.

У экспертов Норы задачи тоже весьма интересные:

  1. отслеживать ход олимпиады
  2. поддерживать участников
  3. выявлять тех, кто предлагает интересные идеи, но не обсуждает ответы других участников
  4. вовремя останавливать тех, кто ведет себя некорректно

А после олимпиады эксперты участвуют в составлении тематических списков и создании различных материалов о чтении подростков и приемах работы с книгой.